2024-09-22

Археологические исследования городища Шымкент. Возраст Шымкента

Интерес горожан и общественности Южного Казахстана к началу летоисчисления города Шымкент уже имеет свою историю, которая ведет начало с дореволюционного времени. Академик В.В.Бартольд,  опиравшийся на средневековые письменные источники указал, что впервые Шымкент упоминается в сочинении «Зафар-наме» (Книга Побед)  историка Шараф ад-дина Али- Йазди, как «деревня около Сайрама». В 1912 году, используя опросные сведения и этнографические данные, исследователь Туркестанского края А. Добросмыслов в своей книге «Города Сырдарьинской области» утверждал, что город Шымкент существовал уже XII в. Основным аргументом послужило сообщение жителей города, которые утверждали, что в Шымкенте покоятся останки Баба-Дервиша –  современника Ходжа Ахмета Яссауи.

tories/20122019-23.jpg» border=»0″ />

В 1980 году Р. Бекназаров, А.А. Клименко, М.С. Сейсенбаев  отметили, что большинство ученых склонны считать, что в XI-XII вв. городское поселение — предшественник Шымкента уже существовало.

Спустя несколько лет в 1991 году М.Аяпов и Н.И.Наумов в историко-информационном путеводителе без ссылки на конкретный источник писали: «Чимкент – один из древних городов республики, ему более 1300 лет».

Н.П.Подушкин в историко-информационном путеводителе  повторил вслед за В.В.Бартольдом, что  Шымкент упоминается в «Зафар-наме» (1365-1366 гг.). Уточнение этой даты возможно при обнаружении новых письменных документов, что маловероятно, или при широкомасштабных археологических работах, утверждал он.

Однако в «Зафар-наме» имя города упоминается в форме Чаманкент и Чимикент. В переводе узбекистанских ученых А. Ахмедова и Х. Бобобекова по этому поводу читаем: «Бахрам Жалаир, не спросив разрешения у Сахибкирана, вернулся с войсками Жеты из Ташкента и отправился в сторону Сайрама и дошли до Чаманкента…».  С. Волин это сообщение из сочинения Али-Йазди по Калькуттскому изданию перевел так: «…Бехрам Джелаир без разрешения и одобрения Тимура и Кейхосрова с войском Джете ушел из Ташкента к Сайраму. Так как обозы Тимура и Кейхосрова были у Бехрама, то они со своими людьми поскакали вслед (за ним) в ту сторону. Когда они прибыли в Сайрам, то нашли свои обозы в селении Чимикент».

Данные обстоятельства указывают на то, что в этимологии слова Шымкент  еще имеются вопросы, и топоним может быть истолкован по-другому, что, в свою очередь, является темой отдельной работы.

Как видно в вопросе о возрасте города не было еще единого мнения. Ученые ссылались на сведения из «Зафар-наме». Последние же явились опорными в датировке возникновения города Шымкента.  Эта дата, принятая как время появления города,  указывается в различных справочных изданиях, путеводителях, картах-схемах города Шымкента. Однако первое упоминание города в источниках отнюдь не означает что он возник в это время. Понятно, что ответ на вопрос о начале жизни города могли дать только археологические исследования. Роль археологии в вопросах определения возраста городов общеизвестна – благодаря ей стали известны возраст Самарканда, Бухары, Ходжента, Ташкента, Казани. И археологические исследования городища Шымкент начались.

Судьба городища Шымкент в качестве объекта археологии была довольно типична для крупных издревле урбанизированных центров. Руины древнего Шымкента быстро разрушались в процессе бурного роста города Х1Х-ХХ вв. При этом уничтожалась  в значительной степени периферийная часть памятника. В настоящее время шахристан городища Шымкента и возвышающаяся в центре цитадель имеют сравнительно небольшую площадь, которая составляет 4 га.

Первые же широкомасштабные исследования 2003 года сразу же опровергли мнение, что город Шымкент возник в ХIV веке. Уже в верхних строительных горизонтах была обнаружена монета Бухар-худатского типа, чеканенная в VШ в. с именем «ал-Махди». Была найдена раннесредневековая керамика VII-IX вв. и керамика «караханидского типа» XI-XII вв.

Всего  на городище было заложено три стратиграфических раскопа. Здесь мы должны пояснить, что понимается в археологии под «стратиграфическим исследованием». Стратиграфия — это изучение культурных слоев конкретного археологического объекта. Дело в том, что в период жизнедеятельности человека все предметы  быта  (органические и неорганические остатки, в том числе и архитектурно-археологические конструкции), накапливаются в одном и том же месте. Постепенно здесь образуется бугор – тобе, достигающий высоты нескольких метров. Чем дольше жил на этом месте человек, тем выше тобе. Археологи разрезают памятник и сантиметр за сантиметр фиксируют найденные предметы. Они шифруются, нумеруются и изучаются в кабинетных и лабораторных условиях. Нижний не тронутый человеком слой называется в археологии «материком», а культурный слой над ним и дает дату возникновения памятника. Мощность культурных напластовании Шымкента составила в общей сложности 14 метров. В самом нижнем слое Шымкента собран комплекс керамики, который датируется концом III в. до н.э.- началом II в. до н.э., он характерен для урбанизированных поселений Согда. Это сделанные на круге красноангобированные чаши, цилиндрические сосуды, корчаги. Эта керамика находит аналогии в городской культуре Самарканда (городище Афрасиаб) III-II века до н.э., что  указывает на контакты Самарканда и Южного Казахстана.

В слоях стратиграфического шурфа отразилась история города, начиная со II века до н.э., когда в Средней Азии господствовало Греко-бактрийское государство, граничившее с востока с государством Кангюй, центр которого находился по долине Сырдарьи. Первые сведения о Кангюе мы находим во II в. до н.э. в записках китайского путешественника Чжан-Цяня.  Выше к свите культурных слоев примыкали материалы отрарско-каратауской культуры, датируемой I в. до н.э. — VI в. н.э. Таким образом, возникновение Шымкента как поселения городского типа относится ко П в. до н.э.

Стратиграфия памятника дает возможность проследить взлеты и экономические спады, смуты и военные действия. Например, в слоях VIII-IX вв. Шымкента обнаружены повсеместно пожары и предметы вооружения в виде наконечников стрел. Этот период нам известен походами арабов и саманидов. Они принесли на территорию Южного Казахстан ислам. Крупнейшим городским центром Южного Казахстана в это время был город Испиджаб-Сайрам. В те годы об Испиджабе и его округе, в которую несомненно входил и Шымкент, величайший арабский географ Х в. Аль-Макдиси писал: «Эта славная пограничная крепость и место войны за веру. Они не знают неурожая и не платят хараджа». В период Х-ХП вв. расширяются рабады Шымкента. Они тянутся вдоль речки Кочкар-аты. С целью выяснения площади рабадов Шымкента в 2004-05 годах было заложено 4 стратиграфических шурфа. Они располагались в старом городе. Был найден археологический материал, который указывал, что территория города далеко выходила за пределы шахристана и занимала площадь приблизительно 300 га. Сейчас рабады Шымкента застроены жилыми микрорайонами.

Археологическая экспедиция помимо изучения стратиграфии памятника ведет раскопки широкими площадями. Вскрытые участки верхнего строительного горизонта датируются в основном ХVIII-XIX вв. Изучены южные и западные оборонительные стены шахристана. На вскрытых участках выяснено, что к оборонительным стенам примыкали различного рода помещения: для жилья и хозяйственных нужд. В них найдены предметы быта и вооружения XIX века. Найдено большое количество пуль и пушечных ядер. Ядра различных размеров. Несомненно, они принадлежат орудиям кокандского гарнизона, их калибр соответствует  размерам стволов орудий, хранящихся в фондах Южно-Казахстанского областного историко- краеведческого музея.

Археологические исследования, проведенные по верхнему строительному горизонту городища Шымкент, установили, что после захвата города русскими войсками, последовавшего в сентябре 1864 года, цитадель и шахристан  подверглись  перепланировке. Хотя кардинальные перемены  в целом в общей планировке внешней оборонительной стены не произошли, внутренняя часть крепости была приспособлена  под нужды гарнизона. Это в первую очередь прослеживается в западной оборонительной стене, где были снивелированы башни и к ним пристроены комнаты, очевидно использованные для военного персонала. Все это согласуется с данными А.К. Гейнса, который говорил, что на месте кокандской крепости находится русский гарнизон, а в самой цитадели – военный госпиталь. В материальной  культуре также наблюдаются перемены. Наряду с местной керамической продукцией, появляются предметы российского фабричного производства.

Городище Шымкент с его средневековой крепостью при полной реставрации и воссоздании может стать крупным объектом туризма по маршруту Великого Шелкового пути.

Исследования городища Шымкент продолжаются…

Б.А.Байтанаев

Генеральный директор Института археологии им. А.Х. Маргулана

Академик НАН РК, доктор  исторических наук

Возможно, вы пропустили

Яндекс.Метрика