Интерес горожан и общественности Южного Казахстана к началу летоисчисления города Шымкент уже имеет свою историю, которая ведет начало с дореволюционного времени. Академик В.В.Бартольд, опиравшийся на средневековые письменные источники указал, что впервые Шымкент упоминается в сочинении «Зафар-наме» (Книга Побед) историка Шараф ад-дина Али- Йазди, как «деревня около Сайрама». В 1912 году, используя опросные сведения и этнографические данные, исследователь Туркестанского края А. Добросмыслов в своей книге «Города Сырдарьинской области» утверждал, что город Шымкент существовал уже XII в. Основным аргументом послужило сообщение жителей города, которые утверждали, что в Шымкенте покоятся останки Баба-Дервиша – современника Ходжа Ахмета Яссауи.
tories/20122019-23.jpg» border=»0″ />
В 1980 году Р. Бекназаров, А.А. Клименко, М.С. Сейсенбаев отметили, что большинство ученых склонны считать, что в XI-XII вв. городское поселение — предшественник Шымкента уже существовало.
Спустя несколько лет в 1991 году М.Аяпов и Н.И.Наумов в историко-информационном путеводителе без ссылки на конкретный источник писали: «Чимкент – один из древних городов республики, ему более 1300 лет».
Н.П.Подушкин в историко-информационном путеводителе повторил вслед за В.В.Бартольдом, что Шымкент упоминается в «Зафар-наме» (1365-1366 гг.). Уточнение этой даты возможно при обнаружении новых письменных документов, что маловероятно, или при широкомасштабных археологических работах, утверждал он.
Однако в «Зафар-наме» имя города упоминается в форме Чаманкент и Чимикент. В переводе узбекистанских ученых А. Ахмедова и Х. Бобобекова по этому поводу читаем: «Бахрам Жалаир, не спросив разрешения у Сахибкирана, вернулся с войсками Жеты из Ташкента и отправился в сторону Сайрама и дошли до Чаманкента…». С. Волин это сообщение из сочинения Али-Йазди по Калькуттскому изданию перевел так: «…Бехрам Джелаир без разрешения и одобрения Тимура и Кейхосрова с войском Джете ушел из Ташкента к Сайраму. Так как обозы Тимура и Кейхосрова были у Бехрама, то они со своими людьми поскакали вслед (за ним) в ту сторону. Когда они прибыли в Сайрам, то нашли свои обозы в селении Чимикент».
Данные обстоятельства указывают на то, что в этимологии слова Шымкент еще имеются вопросы, и топоним может быть истолкован по-другому, что, в свою очередь, является темой отдельной работы.
Как видно в вопросе о возрасте города не было еще единого мнения. Ученые ссылались на сведения из «Зафар-наме». Последние же явились опорными в датировке возникновения города Шымкента. Эта дата, принятая как время появления города, указывается в различных справочных изданиях, путеводителях, картах-схемах города Шымкента. Однако первое упоминание города в источниках отнюдь не означает что он возник в это время. Понятно, что ответ на вопрос о начале жизни города могли дать только археологические исследования. Роль археологии в вопросах определения возраста городов общеизвестна – благодаря ей стали известны возраст Самарканда, Бухары, Ходжента, Ташкента, Казани. И археологические исследования городища Шымкент начались.
Судьба городища Шымкент в качестве объекта археологии была довольно типична для крупных издревле урбанизированных центров. Руины древнего Шымкента быстро разрушались в процессе бурного роста города Х1Х-ХХ вв. При этом уничтожалась в значительной степени периферийная часть памятника. В настоящее время шахристан городища Шымкента и возвышающаяся в центре цитадель имеют сравнительно небольшую площадь, которая составляет 4 га.
Первые же широкомасштабные исследования 2003 года сразу же опровергли мнение, что город Шымкент возник в ХIV веке. Уже в верхних строительных горизонтах была обнаружена монета Бухар-худатского типа, чеканенная в VШ в. с именем «ал-Махди». Была найдена раннесредневековая керамика VII-IX вв. и керамика «караханидского типа» XI-XII вв.
Всего на городище было заложено три стратиграфических раскопа. Здесь мы должны пояснить, что понимается в археологии под «стратиграфическим исследованием». Стратиграфия — это изучение культурных слоев конкретного археологического объекта. Дело в том, что в период жизнедеятельности человека все предметы быта (органические и неорганические остатки, в том числе и архитектурно-археологические конструкции), накапливаются в одном и том же месте. Постепенно здесь образуется бугор – тобе, достигающий высоты нескольких метров. Чем дольше жил на этом месте человек, тем выше тобе. Археологи разрезают памятник и сантиметр за сантиметр фиксируют найденные предметы. Они шифруются, нумеруются и изучаются в кабинетных и лабораторных условиях. Нижний не тронутый человеком слой называется в археологии «материком», а культурный слой над ним и дает дату возникновения памятника. Мощность культурных напластовании Шымкента составила в общей сложности 14 метров. В самом нижнем слое Шымкента собран комплекс керамики, который датируется концом III в. до н.э.- началом II в. до н.э., он характерен для урбанизированных поселений Согда. Это сделанные на круге красноангобированные чаши, цилиндрические сосуды, корчаги. Эта керамика находит аналогии в городской культуре Самарканда (городище Афрасиаб) III-II века до н.э., что указывает на контакты Самарканда и Южного Казахстана.
В слоях стратиграфического шурфа отразилась история города, начиная со II века до н.э., когда в Средней Азии господствовало Греко-бактрийское государство, граничившее с востока с государством Кангюй, центр которого находился по долине Сырдарьи. Первые сведения о Кангюе мы находим во II в. до н.э. в записках китайского путешественника Чжан-Цяня. Выше к свите культурных слоев примыкали материалы отрарско-каратауской культуры, датируемой I в. до н.э. — VI в. н.э. Таким образом, возникновение Шымкента как поселения городского типа относится ко П в. до н.э.
Стратиграфия памятника дает возможность проследить взлеты и экономические спады, смуты и военные действия. Например, в слоях VIII-IX вв. Шымкента обнаружены повсеместно пожары и предметы вооружения в виде наконечников стрел. Этот период нам известен походами арабов и саманидов. Они принесли на территорию Южного Казахстан ислам. Крупнейшим городским центром Южного Казахстана в это время был город Испиджаб-Сайрам. В те годы об Испиджабе и его округе, в которую несомненно входил и Шымкент, величайший арабский географ Х в. Аль-Макдиси писал: «Эта славная пограничная крепость и место войны за веру. Они не знают неурожая и не платят хараджа». В период Х-ХП вв. расширяются рабады Шымкента. Они тянутся вдоль речки Кочкар-аты. С целью выяснения площади рабадов Шымкента в 2004-05 годах было заложено 4 стратиграфических шурфа. Они располагались в старом городе. Был найден археологический материал, который указывал, что территория города далеко выходила за пределы шахристана и занимала площадь приблизительно 300 га. Сейчас рабады Шымкента застроены жилыми микрорайонами.
Археологическая экспедиция помимо изучения стратиграфии памятника ведет раскопки широкими площадями. Вскрытые участки верхнего строительного горизонта датируются в основном ХVIII-XIX вв. Изучены южные и западные оборонительные стены шахристана. На вскрытых участках выяснено, что к оборонительным стенам примыкали различного рода помещения: для жилья и хозяйственных нужд. В них найдены предметы быта и вооружения XIX века. Найдено большое количество пуль и пушечных ядер. Ядра различных размеров. Несомненно, они принадлежат орудиям кокандского гарнизона, их калибр соответствует размерам стволов орудий, хранящихся в фондах Южно-Казахстанского областного историко- краеведческого музея.
Археологические исследования, проведенные по верхнему строительному горизонту городища Шымкент, установили, что после захвата города русскими войсками, последовавшего в сентябре 1864 года, цитадель и шахристан подверглись перепланировке. Хотя кардинальные перемены в целом в общей планировке внешней оборонительной стены не произошли, внутренняя часть крепости была приспособлена под нужды гарнизона. Это в первую очередь прослеживается в западной оборонительной стене, где были снивелированы башни и к ним пристроены комнаты, очевидно использованные для военного персонала. Все это согласуется с данными А.К. Гейнса, который говорил, что на месте кокандской крепости находится русский гарнизон, а в самой цитадели – военный госпиталь. В материальной культуре также наблюдаются перемены. Наряду с местной керамической продукцией, появляются предметы российского фабричного производства.
Городище Шымкент с его средневековой крепостью при полной реставрации и воссоздании может стать крупным объектом туризма по маршруту Великого Шелкового пути.
Исследования городища Шымкент продолжаются…
Б.А.Байтанаев
Генеральный директор Института археологии им. А.Х. Маргулана
Академик НАН РК, доктор исторических наук