Детская психология тесно связана с анатомией, физиологией и гигиеной, поскольку развитие психики ребенка неразрывно с созреванием коры больших полушарий главного мозга, развитием его нервной системы и органов чувств. Психологические особенности подростка определенной мере обусловлены особенностями психических процессов, кото-рые отличается от психических процессов как детей, так и взрослых. Так в подростковом возрасте конкретно-образное мышление, характерное для детей, все больше уступает место абстрактному. Мышление становится более самостаетельным, активным, творческим. Если подростков младшего возраста, так же как и детей, больше увлекает предмет-ность, внешняя занимательность, то для старшего подросткового возраста гораздо инте-реснее сам процесс мышления, все то, что требует самостоятелного обдумывания. Харак-терные черты подростков — пытливость ума и жадное сремление к познанию, широта интересов, сочетающиеся, однако, с разбросанностью, отсутвием системы в приобретении знаний. Свои новые умственные качества подростки обычно направляют на те сферы деятельности, которые их больше интересуют. Последнее особенно важно при анлизе умственных способнестей «трудных» подростков. Интелект, определенный обычными методами, у юных правонарушителей обычно ниже среднего. В то же время при решении практических жизненных задач в среде подобных им сверстников они нередко проявляют незаурядную смекалку и находчивость. Поэтому суждение об интелекте «трудного» подростка, основное только на средних показателях, без учета их специфической жизненной ситуации и интересов, может оказаться ошибочным. Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью резкими колебаниями настроения. Бурные аффективные реакции, особенно часто возникающие и в ответ на замечание о «недостатках» внешности подростка или при попытке «ущемить» его самостаятельность, подчас, с точки зрения взрослых, кажутся неодекватными. Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на 11- 13 лет, у девочек на 13-15 лет. В старшем подростковом возрасте фон настроения становится более устойчивым, эмоциональные реакции более дифференцированными. Бурные аффективные вспышки нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний.
Для подросткового возраста характерно попременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе потребность в общении — желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом циничностью, искренная нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью.
Наблюдения показывают, что переход от детства к взрослости бывает тем труднее, чем значительнее отличаются требования, которые преъявляет общество к ребенку и взрослому. Во многих экономически слабо развитых странах это разница в требованиях невелика, а потому переход от детства к зрелости происходит исподволь, плавно, малозаметно. В то же время в большинсве цивилизованных стран требования к норме поведения детей и взрослых не только более высоки, но главное, очень противоречивы. Так, если от ребенка требуется максимум бесправности, то от взрослого, наоборот, максимум инициативности и самостоятельности, ребенка ограждают от вопросов которые в жизни взрослых играют важную роль т.д.
Личностные качества неодинаковы у подростков, живущих в большом городе и в ауле, у учащихся в школе и работающих на производстве. Психологи часто говорят о «среднем», или «типичном» подростке, но «среднестатистического», «нормального» подростка вообще не существует, точно так же, как нет двух одинаковых подростков. Таким образом, возрастная психология наряду с этнокультуральными, социально-экономическими и историческими различиями общества, в котором формируется человек, должна учитывать дифференциально-психологические и прежде всего поло-возрастные и индивидуально-типологические особенности подростка.
Вся жизнь ребенка зависит от взрослого, организуется и направляется им. И с самого раннего возраста ребенок начинает учиться у взрослых. Он учиться не только ходить, правильно употреблять предметы, говорить, но и думать, чувствовать, управлять своим поведением. Иначе говоря, не только практические, но и психические действия складываются у ребенка в результате обучения. Далеко не всегда это обучение бывает вполне осознанным. Часто взрослые учат детей стихийно, сами того не замечая. Существует даже мнение, что ребенок будто бы может самостоятельно без помощи взрослых научиться рисовать, читать, считать, решать арифметические задачи. Это мнение глубоко ошибочно. Мы уже знаем, что получается, если ребенок лишен влияния человеческого общества.
Конечно, лучше учить детей не стихийно, а разумно, целенапрвленно, специально заботясь о том, чтобы дать ребенку именно то, что нужно, обеспечить его полнеценное развитие. А для что необходимо знать, как соотносятся между собой обучение и развитие, исходить из их связи, определяя, чему и как следует учить ребенка на разных ступенях детства.
Из сказанного как будто бы вытекает вывод, что обучение может быть успешным только в случае, если оно приспосабливается к уровню психического развития, которого достиг ребенок. Однако, хотя сами наблюдения бесспорны, подобный вывод оказывается в корне неверным. Он подразумевает, что психическое развитие просходит само собой, независимо от обучения. Мы знаем, что в действительности дело обстоит не так. Ребенок развивается, усваивая общественный опыт, овладевая разнообразными действиями, свойственными человеку. А передает ему этот опыт, формирует у него эти действия именно обучение. Значит, обучение не должно приспосабливаться к развитию, плестись у него в хвосте. Обучение учитывает достигнутый уровень развития, но не для того, чтобы на том и остановиться, а для того, чтобы понять, куда вести развитие дальше, каким должен быть следующий шаг. Обучение опережает психическое развитие, ведет его за собой. Ведущая роль обучения в психическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми действиями, сначала учится выполнять их под руководством и при помощи взрослого, а потом уже — самостоятельно. Разница между тем, что ребенок может сделать совместно со взрослым (при показе, указаниях, поправках, которые взрослый вносит в его действия), и тем, что доступно ему самостоятельной деятельности называется зоной ближайшего развития ребенка. Величина зоны ближайщего развития — важный показатель обучаемости ребенка, того запаса развития, который он имеет в данное время. Каждый новый шаг обучения использует зону ближайшего развития ребенка и одновременно создает новую, которая становится предпосылкой дальнейшего обучения.
Поскольку обучение опережает психического развитие, прокладывает ему путь оно может определять направление развития психических процессов, проводить к формированию определенных психических качеств и к перестройке тех качеств, которые сложились раньше. Правильно организованное умственное воспитание позволяет преодолеть конкретность мышления ребенка, научить его выделять в окружающих явлениях главные, определяющие черты, не застревая на второстепенных деталях, думать об общих свойствах и отношениях вещей, улавливать простые закономерности явлений, рассуждать и делать самостоятельные выводы.
Бибигуль ДОЛТАЕВА, Зауэр АЛТЫНБЕКОВ,
кафедра «Гигиены-1, физической культуры с валеологией» ЮКГФА.
Leave a Reply