В Шымкенте обсудили актуальные вопросы в сфере образования

В Палате предпринимателей Шымкента прошло заседание отраслевого совета по образованию. В нем приняли участие заместитель акима города Сәрсен Құранбек, руководство Палаты, руководители городской прокуратуры, департамента Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК по городу Шымкенту, департамента Агентства РК по защите и развитию конкуренции по городу Шымкенту, департамента Агентства РК по противодействию коррупции по городу Шымкенту, управления образования, руководители Казахстанской ассоциации непрерывного образования, работники дошкольных организаций образования, предприниматели. Были подняты в основном два вопроса – обеспечение питанием обучающихся в частных школах и обсуждение вопросов, препятствующих качественной работе дошкольных организаций образования. На совещании под модераторством председателя совета по образованию Максата Абдукаримова сначала выступила директор городского филиала Казахстанской ассоциации непрерывного образования Диана Караманова. «Первый вопрос, который мы сегодня поднимаем, – это финансирование бесплатного горячего питания учащихся частных школ. Ранее в Шымкенте использовался проект по использованию идентификационных карт в качестве платежного средства для доступа учащихся к зданию школы и питанию. Эта система финансирования была удобна для всех участников. А с сентября 2023 года средства, выделяемые на горячее питание учащихся частных школ, перечисляются на счета родителей. При этом у предпринимателей возникает ряд проблем. Если, например, у родителей есть долги, бюджетные средства, выделенные на питание, расходуются на выплату этих долгов, соответственно, на школьное питание не выплачиваются. Кроме того, некоторые родители не предоставили документы на горячее питание, а частные школы обеспечивают этих детей бесплатным питанием», – говорит Диана Караманова. Предприниматели предлагают вернуться к ранее использовавшейся системе. «Внедрение интегрированной платформы не только повысит прозрачность и эффективность управления процессом обеспечения учащихся горячим питанием, но и упростит процесс мониторинга и анализа данных для местных исполнительных органов. Такая платформа позволит минимизировать риски, связанные с затратами предпринимателя на организацию горячего питания», – сказала Дина Караманова. На этот вопрос ответила заместитель руководителя управления образования города Шымкента Гульнара Дарибаева. «В Шымкенте на обеспечение горячим питанием учащихся 1-4 классов в 2024 году из местного бюджета выделено средства. На сегодняшний день 20 182 учащихся получают горячее питание, часть средств направляется на счета родителей. Да, раньше это осуществлялось с помощью системы, о которой вы говорили. Однако эта система была остановлена на том основании, что в результате проверки компетентными органами не была обеспечена прозрачность расходования государственных средств. Сейчас рассматриваются другие механизмы обеспечения прозрачности расходования государственных средств, доступа финансовых средств к учреждениям. Эта проблема скоро будет решена. На государственном уровне планируется запуск проекта «Цифровой кошелек». Думаю, эти вопросы будут решены в рамках этого проекта», – говорит Гульнар Турдыбаевна. Специалисты в области защиты конкуренции также заявили, что в отношении предыдущей системы была проведена проверка. «По этому вопросу в прошлом году была проделана работа. Поскольку средства, выделяемые на горячее питание, являются государственными, экономия этих средств будет под контролем. Поэтому возник вопрос, почему не был организован открытый конкурс по переводу средств на горячее питание? При рассмотрении договора с компанией, о которой вы говорили, было установлено, что определенный процент средств удерживается. Между компанией и управлением образования был заключен договор напрямую через меморандум, и в этом меморандуме не указана ссылка на какой-либо нормативный документ. Таким образом, мы пришли к выводу, что должен быть открытый конкурс», – сказал заместитель руководителя департамента Агентства РК по защите и развитию конкуренции по городу Шымкенту Канат Жангалов. На совещании было отмечено, что вопрос обеспечения горячим питанием учащихся частных школ государством законодательно не закреплен. «В государственных школах выделение средств на горячее питание проводится через открытый конкурс. Компания должна соответствовать определенным требованиям, начиная от поваров и заканчивая наличием посуды. А меню можно проверять в системе kundelik.kz в специальной рубрике. За ним могут наблюдать директор школы и родители. Что касается сегодняшнего вопроса, то вопрос организации горячего питания учащихся в частных школах нормативно-правовыми документами не обоснован. Обеспечение детей из определенных категорий семей бесплатным питанием в государственных школах указано в соответствующих документах. Глава государства в предвыборной программе поручил обеспечить школьников начальных классов горячим питанием. А поскольку в частных школах этот механизм законом не предусмотрен, постановлением акима города было решено обеспечить горячим питанием всех учащихся 1-4 классов. До принятия соответствующих нормативных актов управление образования со своей стороны решило перечислить средства через одного оператора. Сейчас таким образом средаства перечисляется счет родителей. Поэтому прежде всего необходимо нормативно-правовое обоснование организации горячего питания в частных школах», – говорит и. о. первого заместителя руководителя департамента Агентства РК по противодействию коррупции по г. Шымкенту Алексей Колосков. По данному вопросу было решено, что руководство Палаты предпринимателей будет собирать данные от представителей ассоциации и вносить предложения в соответствующие государственные органы. Представители «Казахстанской ассоциации непрерывного образования» на совещании поднимали и другие вопросы. «Подушевое нормативное финансирование дошкольного воспитания и обучения осуществляется местным исполнительным органом ежемесячно в пределах условий государственного образовательного заказа на услуги дошкольного воспитания и обучения в размере, исчисленном для фактического контингента воспитанников, получивших эти услуги в текущем году. Проблема возникает из-за вычета управлением образования сумм за период отсутствия ребенка без уважительной причины из суммы подушевого финансирования. При неявке ребенка в детский сад управление образования уменьшает сумму дней неявки из гарантированного подушевого финансирования. Это означает, что дошкольное образовательное учреждение должно сократить образовательный процесс и другие расходы в организации за вычетом этих сумм и заработной платы сотрудников. А на наш взгляд, заработная плата воспитателей и расходы дошкольной организации не должны быть связаны с посещением детьми детского сада. Сотрудники должны получать полную оплату в соответствии с утвержденным тарифом и контрактом. Просим компетентные органы решить этот вопрос», – сказала Диана Караманова. «Считаем, что привязка системы подушевого финансирования к явке детей в детский сад правильная. Потому что ни для кого не секрет, что в этом отношении есть нарушения. Буквально на днях заведующую одним детским садом в нашем городе приговорили к 3 годам и 6 месяцам. Это связано с тем, что она подписовала фиктивные табеля о том, что 15 детей в течении трех года «посещали» детский сад. Таким образом, от государство детсад получил более 8 млн тенге. Поэтому считаем правильным перечисление средств в зависимости от фактического прибытия детей. Ваша цель как частной организации – создать условия для посещения детского сада, обеспечить качественное воспитание», – сказал старший помощник прокурора Кайсар Калдыбаев. На совещании заведующие детскими садами также подняли вопрос повышения цен на продукты питания. В таких условиях детсадам тяжело, жалуются предприниматели. «С учетом социальной ситуации в нашем городе предлагаем увеличить оплату за питание с 14 407 до 22 000 тенге. Или, по опыту других городов, мы предлагаем установить нижнюю границу платы за продукты питания, а не ограничивать верхнюю границу и оставить ее свободной на принципах рыночной экономики», – сказала учредитель частного детского сада Карлыгаш Сарсенбекова. На этот вопрос председатель Совета по образованию Максат Абдукаримов предложил предпринимателям собрать четкие доказательства повышения цен на продукты питания, услуги, составить таблицу сравнения и передать в управление образования. Потому что госоргонам необходимо обоснование, считает председатель совета. Заведующие детскими садами также подняли тему инноваций в системе дошкольного образования. По их словам, до 1 февраля родители дошкольников должны загрузить новое приложение на телефон, независимо от форм собственности детского сада. «Если родители не нажмут кнопку «Согласовано», детский сад не получит государственного финансирования. Это нововведение внедряется во всех регионах страны, где действует система «Детский сад Индиго». Электронная табельная система была представлена несколько лет назад. В личном кабинете нужно проверять даты посещения ребенком детского сада. Или в отдельной графе нужно написать причину отказа и дать согласие или отказаться от согласования. Частные детские сады недовольны новостями о необходимости проверки табелей и зависимости оплаты труда педагогов от ответственности родителей. Нет ли других способов определить количество детей, которые зарегистрированы в детском саду, но не ходят туда?», – говорит заведующая детским садом «Асем-Ару» Нургуль Сарыбаева. «В Казахстане эта система впервые будет реализована в Шымкенте. В дальнейшем мы еще проведем с вами совещания, семинары, разъяснительную работу. Приедут представители Министерства образования, тогда все обсудим», – сказала заместитель руководителя городского управления образования Гульнар Дарибаева. Подводя итоги совещания, заместитель акима города отметил, что все вопросы будут решаться в рамках закона, путем консультаций. «Все поднятые сегодня вопросы актуальны. Мы должны в первую очередь внимательно относиться к воспитанию, развитию ребенка. Потому что дети – наше будущее. Вместе с тем, предотвращение нарушения закона и искоренение коррупции – одна из главных основ в развитии государства. Я хочу поблагодарить частных предпринимателей, которые снижают нагрузку на государственную систему в обеспечении детей дошкольным воспитанием, средним образованием. В целом, в любой сфере все должно быть сделано в рамках закона. Уверен, в этом плане и государство, и частный сектор сообща найдут общее решение», – сказал заместитель акима Шымкента Сәрсен Құранбек.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика