Национальные ценности в приоритете: шаги воспитания и развития

Школа — один из важнейших этапов в жизни каждого человека. Это не только место обучения и изучения основ науки, но и место формирования личности, чувства дружбы и ответственности. Именно в этой школе проходят самые яркие моменты детства, первые достижения и воспоминания. Основная цель школы — не только дать качественное образование учащимся, но и подготовить их к жизни, воспитать всесторонне развитыми гражданами, способными свободно выражать свои мысли. Кроме того, она пробуждает интерес и любовь к одной из важнейших ценностей общества — образованию.

На сегодняшний день в учебных заведениях страны реализуется программа «Единое воспитание». В рамках программы проводится работа по воспитанию у учащихся национального духа, патриотизма, уважения национальных традиций и культуры. Сегодня по инициативе директора школы № 57 города Шымкента Актолкын Акжолкызы Жайлаубаевой уделяют особое внимание формированию принципов нравственности, патриотизма, толерантности и взаимоуважения. Об этом она нам рассказала в беседе с нашим корреспондентом.

— В частности, исходя из ценности программы «Единое воспитание» «Независимость и патриотизм», в начале учебного года в 1-11 классах проводились классные часы на тему «Моя Родина — Казахстан» в целях ознакомления учащихся с историей, культурой, природой Казахстана, по формированию чувства любви и патриотизма к стране, воспитанию у учащихся чувства уважения к государственным символам, национальным ценностям, гордости и защиты родной земли.В ходе классного часа была дана информация и проведена беседа также об изучении правил дорожного движения,основ безопасности жизнедеятельности, соблюдении обучающимися личной безопасности, безопасного поведения и т.д.

Кроме того, для подрастающего поколения проведены занятия по формированию антикоррупционной культуры, пропаганде понятия честности, добросовестности на тему «Справедливый Казахстан-Честный гражданин-Передовая нация», имеющие воспитательное значение. В мероприятии приняли активное участие члены добровольного клуба «Адал ұрпақ», члены самоуправляемой организации «Школьный парламент», члены организации «Жас Улан». Кроме того, в честь праздника «День пожилых людей», в рамках проекта «Қамқор» программы «Единое воспитание» организован ряд праздничных мероприятий на тему: «Қарттарды қадірлеген ел ардақты», информирование молодежи о Великой Отечественной войне, углублению знаний, развитию речевой культуры, словарного запаса, воспитание у учащихся любви к стране, земле. В целях расширения знаний о тех, кто защищал Родину в годы Великой Отечественной войны, воспитания у поколения образцового героизма инициировано мероприятие «Рахимжан Кошкарбаев. Флаг над рейхстагом». В ходе воспитательных часов были показаны видеосюжеты по чествованию  ветеранов войны, а также престарелых граждан, воспитанию у молодежи  милосердия, благотворитель-ности, разъяснению присутствия в обществе людей, нуждающихся в заботе со стороны молодежи, обсуждению тем уважения, заботы, доброты и благодарности к старшим.

 

Профилактика правонарушений среди детей требует системной работы

Учитывая, что правонарушение представляет собой совокупность противоправных деяний, оно несет серьезную угрозу моральной и социальной стабильности общества, и если это происходит среди детей. Хотя его основные причины и последствия различны, самое главное, чтобы предотвратить, необходимо проводить всестороннюю работу. К наиболее часто встречающимся видам относятся нарушения порядка в общественных местах, издевательства или шумихи над другими, кражи, повреждение чужого имущества, грабежи, причинение физического или психологического вреда другим детям или людям, угроза, групповое поведение молодежи, хулиганство, участие в массовых драках, угроза другим лицам в социальных сетях с использованием современных технологий или их такие действия, как оскорбление чести и достоинства.

На правонарушения детей влияют различные факторы. Эти факторы можно разделить на несколько групп. В том числе социально-экономические факторы, такие как неконтролируемость родителей над ребенком, равнодушие к воспитанию, конфликты в семье, бытовое насилие, бытовые трудности и материальный дефицит, состояние безработицы и бедности, влияние окружающей среды и воспитания, а также фильмов, игр и видеоматериалов, пропагандирующих насилие.

Правонарушения со стороны детей негативно сказываются на их дальнейшей жизни. В результате ребенок может потерять уверенность в себе и быть отчужденным от общества. Закономерно и то, что общество не принимает детей, совершивших правонарушения, и они остаются вне среды. Кроме того, приняты меры по предупреждению, штрафу или направлению детей в специальные учреждения со стороны подросткового суда. Ребенок обязан знать, что при совершении какого-либо правонарушения он несет ответственность перед законом.Поэтому на семейном, школьном уровнях должны проводиться профилактические мероприятия.

Профилактика правонарушений среди детей требует комплексной и системной работы. Мы уже говорили, что она должна быть реализована на нескольких уровнях. В первую очередь родители должны показывать детям положительный пример. Необходимо учить их нравственным ценностям и воспитывать в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Нужно уделять достаточно внимания ребенку, следить за его интересами, друзьями и тем, как он проводит время.

Важно, чтобы в школе была предоставлена информация по программам воспитания и повышения правовой грамотности, социальные педагоги и психологи работали с детьми и их семьями, проводили индивидуальную работу с трудными учащимися и оказывали им необходимую поддержку. По возможности необходимо создать безопасную и благоприятную для развития среду для детей. Для этого необходимо вовлечь школьника в работу общественных организаций и волонтерских клубов,эффективно организовать досуг.

Этот вопрос решается совместно с представителями государственных органов. В этих целях представители правоохранительных органов специально посещают школы и проводят разъяснительную работу среди подростков. В общеобразовательной школе №57 в целях профилактики правонарушений была проведена месячная акция «Права ребенка-главная ценность» — по профилактике насилия, преступлений против половой неприкосновенности, предотвращения фактов суицида и обеспечения безопасности жизни.

В рамках месячника педагог дополнительного образования Жулдызай Жиенбаева продемонстрировала сценические представления на тему «Светлое будущее без преступлений», где акцент проходит через сохранение семейных ценностей, а также дается ответ на вечный вопрос «почему родители не понимают детей, а дети-родителей?». Педагоги-психологи Жибек Жолдасбекова, Жансая Жарылкасын  с членами волонтерского клуба «Адал ұрпақ» провели мероприятия на темы «Письмо матери», «Письмо отца» и конкурс видеороликов «Будущее в твоих руках».

Кроме того, в рамках месячника проведено собрание с участием родителей с целью повышения ответственности семьи за воспитание ребенка. В ходе совещания обсуждались вопросы профилактики суицида и буллинга, какой риск для жизни ребенка приносят игры на мобильных телефонах, также обсуждались темы «Воспитание мальчика», «Воспитание девочки», «Половое воспитание», «Профилактика бытового насилия», соблюдения семейных ценностей, профилактики недопонимания между родителями и детьми, профилактики правонарушений, совершаемых подростками,

Кроме того, прокурор Зүлпідін Алихан Мәлікұлы провел специальную встречу с учащимися. В нем подробно говорилось о формировании правовой культуры, защите прав и безопасности детей, дана важная информация о наркотиках и их вреде для организма человека. Алихан Мәлікұлы разъяснил наличие соответствующего наказания и дал ряд советов учащимся по повышению правовой грамотности и соблюдению требований закона.

Кроме того, в рамках программы «Единое воспитание» и республиканской акции «Осторожно, дети!» заместители директора школы по воспитательной работе Хабиба Темиршикова, Ерболат Нурмурзаев, представители Департамента внутренних дел города Шымкента, инспектора по делам несовершеннолетних управления полиции Абайского района, майор полиции Хамита Турсуметова с участием руководителя детского клуба «Алпамыс» Орынбая Магжана провели встречу в целях профилактики правонарушений среди подростков, употребления наркотиков, предотвращения фактов суицида и обеспечения безопасности жизни. Юноши и девушки задавали интересующие их вопросы. А для учащихся 5-7 классов прошла акция «Профилактика буллинга среди подростков. Правила дорожного движения. Профилактика правонарушений». Правонарушения среди детей — сложный вопрос, требующий внимания на всех уровнях общества. Борьба с этим явлением — задача не только правоохранительных органов, но и всего общества. Решение этой проблемы возможно только через повышение правовой грамотности ребенка, создание условий для его личностного развития, укрепление семейных отношений.

 

Детская библиотека: пробуждение интереса к книгам

Глава государства Касым-Жомарт Токаев на национальном курултае в Туркестане поручил реализовать новую программу «Детская библиотека». Главной целью программы является обеспечение школьных библиотек важной детской литературой, формирование списка детской литературы и привитие интереса к книгам. В этом плане большая работа проводится в средней общеобразовательной школе № 57 города Шымкента.

В рамках проекта «Детская библиотека» программы «Единое воспитание» был организован круглый стол с участием библиотекарей школ Умиды Мамашариповой, Маржан Сеиловой, преподавателя казахского языка Агиры Исаковой и членов «Клуба читателей» на тему «Какую книгу ты посоветуешь читать на каникулах?». В ходе мероприятия учащиеся  интересовались книгами для подростков, а также произведениями мировой литературы. У посетителей библиотек, умеющих читать, обобщать и анализировать прочитанные произведения, особое отношение к будущему. Количество читателей в клубе увеличивается с каждым днем. В настоящее время старшеклассники приглашают учащихся младших классов стать членами клуба. Целью данной программы является повышение читательской активности.

Не остались без внимания и темы о национальных обычаях и традициях, Для широкой пропаганды национальных игр детям учитель истории, руководитель 9«F»класса  Айдана Садуова организовала веселый перерыв, в котором активное участие приняли члены самоуправления «Школьный парламент», «Жас Улан», волонтерский клуб «Адал ұрпақ».

В перерыве дети играли в национальные игры и соревновались между собой. Этот вид национальной игры очень интересен и полезен. Игра в асык развивает у ребенка умение мыслить, учит быстро находить общий язык с людьми, укрепляет тело, улучшает работу органов кровообращения и дыхания, прививает ребенку дистанционное зрение, учится охотиться. Поэтому очень эффективно развивать асык среди школьников.

Не только асық, но и шахматы развивают логику и концентрируют внимание ребенка. В целях развития и активизации интеллектуальных и творческих способностей учащихся в рамках проекта «Трудовая добросовестная молодость» программы «Единое воспитание» педагоги дополнительного образования Жулдызай Жиенбаева, по инициативе Бауыржана Сангилова, Майла Халилова и классных руководителей 4-6 классов провели шахматную олимпиаду на тему «Казахстан — моя золотая колыбель». Учащиеся проявили особый интерес к шахматам.

Шашки — одна из спортивных игр, развивающих моторику пальцев вместе с мыслительными способностями. Для повышения мотивации учащихся в школе организуются дополнительные кружковые занятия по игре в шашки. Также была проведена олимпиада по шашкам среди учащихся 4-6 классов.

Одно из важнейших направлений школы — донести учащимся о важности владения государственным языком и научить их уважать его, приумножить словарный запас, развить языковое богатство, повысить интерес к предмету. В учебном заведении в соответствии с годовым планом направления «Руханият» детско-юношеской организации «Жас Улан» проведен конкурс-эссе на тему «Тіл-ұлттың мақтанышы», организованный старшим наставником Несибели Муратбеккызы Өтепбек и руководителями 7 классов.

По инициативе руководителя школы Актолкын Акжолкызы и под руководством заместителя директора по методической работе Шұға Көмекбайқызы, преподавателями методических объединений русского, английского, узбекского языков организовано праздничное мероприятие «Тіл-достықтың тірегі». А также представлена книжная выставка «Мәңгілік елдің мәңгілік тілі». Кроме того, учитель казахского языка Агира Исакова провела литературный вечер, посвященный творчеству детского писателя Бердибека Сокпакбаева, автора знаменитой повести «Менің атым Қожа». В этом году отмечают юбилей выдающегося писателя в масштабах культурной программы ЮНЕСКО. Работа по пропаганде, оценке и анализу творчества писателя-классика Бердибека Сокпакбаева будет продолжена в течение учебного года.

 

Состоялись дебаты на тему «Трехязычие в Казахстане»

В программе «Единое воспитание» также освещены темы популяризации труда среди молодежи, представления человека труда как примера, уважительного отношения к людям, ознакомления учащихся с видами трудовой деятельности в отраслях народного хозяйства, формирования у них навыков и умений, понимания трудовой активности, подготовки к выбору профессии. Для этого в школе был организован веселый перерыв с классными часами «Еңбек түбі — береке», а также с участием учащихся 3-х классов в соответствии с годовым планом направления «Еңбек» детско-юношеской организации «Жас Улан». В перерыве «Жас Орланы» рисовали на белой бумаге красками различных цветов.

Одним из основных направлений является развитие у молодого поколения навыков гражданской активности, социальной компетенции, гражданской ответственности, формирование личности, способной к социальному творчеству, способной действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и государства. По инициативе учителя русского языка Раушан Баймурзаевой была проведена дискуссия среди учащихся 9-10 классов на тему «Трехязычие в Казахстане». В дебатах приняли активное участие члены организации «Школьный Парламент», «Жас Улан», волонтерский клуб «Адал Ұрпақ», которые поделились своими мыслями и мнениями.

Дебаты прошли в американском парламентском формате (АПФ). Американский парламентский формат (АПФ) — это состязание партий парламентского типа, изобретательности и риторических качеств. Две команды, каждая из которых состоит из двух игроков, Правительство и Оппозиция обсудили предложенные резолюции: «Эта палата поддерживает современную систему оценки ЕБРР и ИПР», «Эта палата поддерживает строительство АЭС в Казахстане». Обе резолюции в обоих раундах приняты для обсуждения, школьники поняли и высказали свое мнение.

Спикеры дискуссионного клуба «Дара жол» Амина и Анеля обсудили широкий круг резолюций, разъяснив учащимся 6-7, 9 классов форматы дебатов, методы и средства игры. Спикеры отметили, что именно молодежь, которая пришла на дебаты не для того, чтобы выиграть, а для того, чтобы накопить много информации и опыта, станет настоящей разносторонней личностью. Ученики 6-7 классов обсудили соответствующую резолюцию «Эта палата считает, что на производстве людей должен заменить робот», а другие так не считают, и поделились своими мыслями.

А учащиеся 9 «А» классов Махамбетжан Нуризат, Мухтарбек Роза, Мухтар Маржан, Байбосын Перизат разделились на фракции, которые считают, что «эта палата должна выбрать профессию, которую выберут родители», «эта палата считает, что в настоящее время между людьми преобладают виртуальные отношения», каждый поделился своими мыслями. Такие дебаты между учащимися будут продолжены в течение учебного года.

Школа — это не только учебное заведение, но и среда, в которой каждый ученик становится личностью. При этом средняя общеобразовательная школа № 57 выполняет эту благородную миссию и закладывает основы образования и воспитания. Надеемся, что каждый выпускник, получивший здесь образование, будет верно служить родной стране и вносить свой вклад в развитие общества.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика