Образование — фундамент общества, будущее нации. Качество образования — основа процветания каждого государства. Так, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ежегодных Посланиях особо подчеркивал вопросы, касающиеся сферы образования, и давал соответствующие поручения. Прежде чем говорить о проделанной работе в г. Шымкенте в данной сфере, что же было сказано в Посланиях, статьях и интервью Президента за последние 2-3 года? Давайте сначала остановимся на этом.
Охват учащихся качественным образованием
В Послании Президента 2021 года Касым-Жомарт Токаев особо подчеркнул важность качества образования для развития страны. Глава государства отметил, что качественное образование должно быть доступным, и поручил сбалансировать уровень образования в городских и сельских школах. Также был поднят вопрос обеспечения сельских школ современным оборудованием.
Президент подчеркивал, что очень важны меры, направленные на преодоление разрыва в качестве образования городских и сельских школ. С этой целью в 2022 году в рамках программы «Ауыл – ел бесігі» активно велась работа по ремонту сельских школ, открытию новых образовательных центров. Выполнение этих задач осуществлялось не только на инфраструктурном уровне, но и через унификацию программ обучения.
Повышение статуса и повышение заработной платы учителей
Президент также уделил особое внимание повышению роли учителей в обществе. Принятый в 2019 году закон «О статусе педагога» – одна из основных инициатив в этом направлении. В последние годы государством ведется работа по поэтапному повышению заработной платы учителей. Если в 2021 году заработная плата учителей была увеличена на 25%, то в последующие годы эта тенденция продолжилась. Это станет одним из важных шагов, направленных на улучшение их социального положения и повышение качества образования.
Кроме того, особое внимание было уделено вопросам профессионального развития учителей и повышения их компетентности. Наряду с совершенствованием инфраструктуры учебных заведений были подготовлены специальные программы повышения квалификации учителей.
Цифровизация школ и IT — образование
Цифровизация-одно из приоритетных направлений в долгосрочных планах развития Казахстана. В сфере образования этот аспект также занимает важное место. Одним из поручений Президента на 2021-2022 годы было активное внедрение цифровых технологий в систему образования. При этом глава государства дал конкретные поручения по обеспечению доступа сети интернет ко всем школам и развитию цифровых средств обучения. С этой целью в сельских и городских школах проведена работа по оснащению компьютерами, интерактивными досками и другим цифровым оборудованием. Кроме того, в целях раннего внедрения IT-образования были разработаны специальные программы и продолжена работа по внедрению образовательных стандартов.
Повышение качества вузов
Одной из основных задач президента в сфере образования стало повышение качества образования вузов. В посланиях последних лет глава государства отметил необходимость приведения качества образования университетов в соответствие с международными стандартами. По его словам, для повышения конкурентоспособности вузов страны необходимо кардинальное реформирование системы образования.
В 2021-2022 годах был пересмотрен порядок аккредитации нескольких вузов, а учебные заведения, работающие без лицензии, были закрыты. Президент также подчеркнул, что необходимо провести системную работу по вхождению казахстанских университетов в мировые рейтинги.
Развитие бесплатного технического и профессионального образования
Президент также отметил необходимость развития сферы технического и профессионального образования для снижения уровня безработицы и адаптации молодежи к рынку труда. В 2021 году запущены инициативы в этом направлении. По поручению главы государства были обновлены многие колледжи и профессиональные учебные заведения, внедрены новые программы для качественного обучения студентов. А на сегодняшний день планируется обеспечить молодежь профессиями, необходимыми для рынка труда, путем расширения бесплатного профессионального образования. Выполнение этих задач будет способствовать повышению интереса к техническому образованию среди молодежи и улучшению возможностей трудоустройства.
В 2022 году в рамках программы «Ауыл – ел бесігі» обновлено более 500 школ, а школы города обеспечены новыми учебными пособиями. Ужесточено лицензирование вузов, закрыто несколько учебных заведений. Эти шаги стали одной из важнейших мер, направленных на приближение системы образования Казахстана к глобальному уровню.
Повышение качества образования и инклюзивность
В 2023 году Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на повышение качества образования, строительство новых школ, развитие системы инклюзивного образования. В этом послании глава государства отметил проблему неравенства в образовании и дал ряд конкретных поручений, особенно в целях улучшения качества образования учащихся в сельской местности. В частности, в 2023 году было объявлено о строительстве 800 новых школ, что, очевидно, будет способствовать сокращению дефицита мест в образовательных учреждениях.
Кроме того, Президент отметил необходимость совершенствования инклюзивных программ для детей с особыми потребностями в системе образования. В этом направлении было увеличено количество программ для инклюзивного образования, учителя прошли специальную подготовку в этом направлении.
Развитие цифровых образовательных технологий
В 2024 году по поручению Токаева особое внимание уделяется развитию цифровых инструментов в сфере образования. По Посланию Президента, все учебные заведения будут обеспечены цифровыми образовательными ресурсами. Основными направлениями являются расширение доступа к интернету, внедрение высокоскоростного интернета в каждой школе, совершенствование онлайн – образовательных платформ.
В 2024 году была решена проблема доступа к интернету во всех школах. Кроме того, внедрены специальные программы, направленные на развитие IT-специальностей, проведены курсы дополнительного образования учащихся по цифровой грамотности.
Повышение квалификации учителей
В 2023 и 2024 годах усилены меры по повышению квалификации учителей. Президент Токаев неоднократно отмечал, что качество образования напрямую зависит от профессионального уровня учителей. В этой связи, каждый год организуются специальные курсы повышения квалификации для учителей, важным направлением которых считается обучение их современным методикам.
Техническое и профессиональное образование
В 2023-2024 годах глава государства уделил особое внимание усилению технического и профессионального образования среди молодежи. По поручению Президента РК в стране приоритет отдавался техническим специальностям. Этот шаг направлен на подготовку специалистов, востребованных на рынке труда. Кроме того, для снижения уровня безработицы были расширены программы профессионального образования, которые стали предлагаться на бесплатной основе.
К концу 2023 года количество студентов, участвующих в бесплатных программах технического и профессионального образования, увеличилось. Эта инициатива также была доступна сельской молодежи, и в 2024 году в рамках этих программ были открыты новые колледжи и учебные центры.
Модернизация системы высшего образования
Особое внимание Президент Токаев уделил вопросам повышения конкурентоспособности и международного уровня вузов. В 2024 году приняты меры по привлечению вузов Казахстана к сотрудничеству с лучшими зарубежными университетами и развитию академической мобильности. Таким образом, казахстанским студентам стало легче учиться за рубежом.
В целом, поручения Главы государства в сфере образования стали основой масштабных реформ, направленных на модернизацию системы образования и улучшение ее качества. Сегодня большая часть этих задач выполняется с помощью конкретных шагов. В частности, достигаются значительные результаты по направлениям повышения оплаты труда учителей, совершенствования инфраструктуры школ, улучшения качества сельского образования, цифровизации и IT-образования. Все это позволяет привести систему образования Казахстана в соответствие с международными стандартами и вносит значительный вклад в развитие страны. В дальнейшем работа в этом направлении будет продолжена.
В Шымкенте тоже немало выполненных мероприятий
В августе текущего года на площадке Региональной службы коммуникаций г. Шымкента состоялась пресс-конференция с участием руководителя управления образования г. Шымкент Шамшиевой Нургуль Акылбековны и руководителя департамента по обеспечению качества в сфере образования г. Шымкент Алиша Рыскельды Салхутдиновича. В нем говорилось об итогах работы Управления образования за первое полугодие 2024 года. На совещании руководитель управления образования подробно доложила о состоянии организаций образования в городе, отдельно остановилась на каждом направлении.
В Шымкенте 611 учреждений в сфере дошкольного обучения и воспитания, из них 540 частных детских садов, 71 государственный детский сад. В этом году в государственных детских садах проведены работы по ремонту спортивных площадок. Кроме того, с этого года в дошкольных организациях образования внедрен пилотный проект по системе ваучерного персонифицированного финансирования. В проекте могут участвовать как государственные, так и частные детские сады. Преимущество механизма ваучера финансирования заключается в том, что через эту систему родители могут оплачивать выбранную ими школу или детский сад ваучером, предоставленным государством.
То есть государство выдает ваучер на оплату детского сада, школы, либо обучения в вузе, либо питания и других расходов ребенка. Ваучер-это не деньги, которые можно держать в руках, хотя он оценивается в определенную сумму денег. Соответственно, он может не полностью возместить учебные либо иные расходы, государство берет на себя обязанность оплатить полную либо часть платы за обучение путем перечисления средств в учебное заведение с выдачей ваучера. В результате расширится выбор родителей и учащихся, повысится качество образовательных услуг, будет обеспечена прозрачность финансов.
На сегодняшний день количество школ в Шымкенте достигает 275. Из них 150-государственные, 125-частные школы. В нем охвачено около 260 тысяч учащихся. «Основная цель среднего образования-повышение качества образования. При этом качество образования у нас повысилось на 5 процентов по сравнению с прошлым учебным годом. У нас есть дети, которые участвуют в международных олимпиадах», — сказала руковдитель образования.
Вместе с тем, в этом году программа «единое воспитание» по поручению Президента обновляется и интегрируется непосредственно в учебный процесс организаций образования. Для этого подготовлены соответствующие тренеры, заместители по воспитательной работе школы, психологи прошли специальные подготовительные занятия.
Не обошлось и без нововведений в направлении технического и профессионального образования. В этом году в городе три колледжа прошли международную аккредитацию. «Диплом организации образования, прошедшей международную аккредитацию, будет признан на международном уровне. Это означает, что студенты этого колледжа получат возможность работать с дипломом этого колледжа в странах Европы, Азии. Кроме того, у нас открыто 16 компетентностных центров в колледжах. В этом году мы продолжим эту работу. В дальнейшем в колледжах планируется работа над проектом международной академической мобильности. По этому поводу будет проведена соответствующая работа», — проинформировала Нургуль Шамшиева.
Кроме того, в этом году на акцию «Дорога в школу» государством выделено средств на 56 183 ребенка. Кроме того, спонсорами дополнительно предусмотрено еще 75 миллионов тенге. Из них за счет средств Фонда «Шымкент – қайырымды қала» школьными формами охвачено около 200 детей.
«Все, что вам нужно для обеспечения качества в любой отрасли, – это инфраструктура, специалисты и образовательный контент. Мы говорили, что в нашем городе решена проблема обучения в три смены. Тем не менее, демографический рост в Шымкенте высок. Кроме того, с тех пор, как Шымкент получил статус республиканского города, в мегаполисе очень активно идут процессы внутренней миграции из-за большого количества предприятий, в целом учреждений-работодателей. Ежегодно на 8-9 процентов увеличивается количество детей, достигших ученического возраста. Поэтому в настоящее время в 21 школе до сих пор наблюдается высокая наполняемость учащихся. Это может привести к появлению трехсменных школ.
Кроме того, ранее мы говорили, что в 13 населенных пунктах Туркестанской области нет школ. В настоящее время вопрос о школе в 9 населенных пунктах решается за счет ввода в эксплуатацию школ. Также налажена работа по открытию частных школ. Когда к нам приходят инвесторы, мы предлагаем построить школу в регионах с высокой плотностью учащихся. Таким образом, в ближайшее время запланирован ряд работ по снижению наполняемости учащихся», – говорит главный учитель.
По словам руководителя управления, в городе будет активизирована работа по организации эффективного использования досуга детей в сфере дополнительного образования, т.е. привлечения в кружки, охвата спортивными секциями. Это связано с тем, что эти кружки имеют большое значение для физического, интеллектуального и социального развития ребенка.
М.ЫБЫРАЙ
Leave a Reply