В Шымкенте планомерно ведется работа по обеспечению качества в сфере образования

Система образования играет важную роль в развитии общества. Обеспечение стабильного уровня качества образования всегда остается актуальной проблемой. В этих целях особое значение имеет работа Департамента обеспечения качества в сфере образования г.Шымкента. Основной целью данного департамента является осуществление в пределах своей компетенции государственного регулирования, контроля в области образования путем проведения внешней оценки организаций образования в направлении обеспечения качества образовательных услуг.

Департамент имеет возложенные на него права и обязанности

В департаменте по обеспечению качества в сфере образования г. Шымкента мы побеседовали о текущей ситуации с руководителем учреждения Әліш Рыскелді Салхутдинұлы. По его словам, департамент имеет возложенные на него права и обязанности. В частности:

— рассматривает дела об административных правонарушениях в пределах своей компетенции, налогает административные взыскания в порядке, предусмотренном законодательством, в случае неисполнения направляет дела в судебные органы, участвует в судах;

— рассматривает обращения, обращения и жалобы физических и юридических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции департамента, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Кроме того, функции департамента включают:

— Выдачу и проводение переоформления лицензии и (или) приложений к лицензии на занятие деятельностью по реализации программ начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;

— Осуществление процедуры апостилирования официальных документов, исходящих из организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования;

— Проведение мониторинга учебно-воспитательного процесса, материально-технической базы организаций образования;

— Осуществление приема уведомлений о начале или прекращении осуществления деятельности по дошкольному воспитанию и обучению;

— Осуществление государственного контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;

— Проведение государственной аттестации организаций образования, реализующих образовательные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, технического и профессионального, послесреднего образования независимо от форм собственности.

В Шымкенте насчитывается более 1000 организаций образования, и  на законных основаниях проводятся аттестационные, мониторинговые работы со стороны департамента по обеспечению качества в сфере образования города.  Об этом сообщил руководитель департамента:

— Государственная аттестация, то есть контроль соответствия требованиям государственного общеобязательного стандарта образования, проводится через сайт, без посещения организации образования. Организации образования полностью регистрируют трехлетнюю работу (приказ МРСК №486 от 05.12.2022 г.). Ответственные специалисты нашего департамента осмотрят и проверят все это, и будут аттестованы по тому, работают ли организации образования по стандарту или нет. Здесь будут рассмотрены все вопросы, начиная от квалификации педагога и заканчивая оснащением материально-технической базы. Если все соответствует нормативно-правовым актам, учреждение аттестуется. При несоответствии не аттестуется, при этом указанному учреждению предоставляется согласованное время в течение нескольких месяцев или в срок до одного года. За этот же период организация образования должна устранить выявленные недостатки. А если и во второй раз не справимся с аттестацией, то поставим ее на профилактический контроль. Профилактический контроль проводится не онлайн, а с посещением организаций образования.

В этом году профилактический осмотр с посещением квалификационных требований плановых организаций образования был запланирован для 14 организаций образования города Шымкента. В период с марта по май текущего года в 6 организациях образования проведена проверка соблюдения квалификационных требований к образовательной деятельности. В результате проверки постановлением о наложении административного взыскания на юридических лиц трех школ наложен штраф в размере 45 месячных и на юридическое лицо частной школы в размере 80 расчетных показателей, действие лицензии приостановлено на срок один месяц. В общем объеме наложено штрафов в размере 215 МРП, то есть 793 780 тг.

Здесь цель департамента не в том, чтобы закрыть или лишить лицензии образовательные организации, а в том, чтобы позволить их работе улучшиться. Таким образом, школы проходят аттестацию каждые пять лет, детские сады – каждые четыре года.

В этом году департаментом запланировано проведение аттестации 200 организаций образования (в том числе 130 детских садов, 70 школ). По ней прошли первичную аттестацию 7 детских садов, вторичную аттестацию 26 детских садов, выявленные недостатки устранены и переаттестованы. На оставшиеся 61 детский сад до марта 2025 года будут проведены мероприятия по плановой вторичной государственной переаттестации. До конца года будет проведена государственная аттестация 106 организаций образования (36 детских садов, 70 школ).

 

В результате проверки также есть штрафные санкции

Что касается порядка лицензирования образовательной деятельности, то департаментом предусмотрены два направления – «выдача лицензии на занятие образовательной деятельностью» и «апостилирование официальных документов, исходящих из организаций образования» (прием заявлений по выдаче лицензии на занятие образовательной деятельностью и выдача результата оказания государственной услуги www.egov.kz веб-портал электронного правительства, через систему e.license.kz)оказывает государственные услуги по направлениям.

Департаментом с начала 2024 года и по настоящее время рассмотрено 64 обращения по вопросам получения лицензии и приложения к лицензии, переоформления лицензии и приложения к лицензии. В результате 13 организациям образования (Генеральная лицензия – 1 школа, выдача приложения к лицензии – 12 школ) выданы лицензии и приложения к лицензии. Отказано в рассмотрении заявлений 22 организаций образования (колледж – 7, школа-15). А по переоформлению лицензий и лицензионных приложений поступило 29 заявлений (колледж – 5, школа – 24). Кроме того, по государственной услуге апостилирования официальных документов, исходящих из организаций образования, рассмотрено и подано 149 заявлений.

Кроме того, департаментом проведена внеплановая проверка на основании 2 обращений государственных учреждений и 20 обращений компетентных органов. В результате наложен штраф в размере 1 218 360 тг в общей сложности 330 МРП. Кроме того, если лицензия 7 школ была приостановлена на 1 и 2 месяца, лицензия одной школы (ТОО «Premium School») была полностью приостановлена с утратой разрешительного документа. Школы, лицензия которых приостановлена, смогут исправить выявленные недостатки в течение определенного периода времени, и продолжат свою работу.

— В департамент по обеспечению качества в сфере образования города Шымкент также поступают жалобы по различным вопросам. В частности, за январь-июнь текущего года через портал E-otinish зарегистрировано 114 обращений. По вопросам, не входящим в компетенцию нашего департамента, 74 обращения направлены в иные государственные органы, на 40 обращений даны конкретные ответы со своей стороны.

В целом, в результате рассмотренных департаментом обращений в 19 учреждениях рассмотрены дела по административным правонарушениям, 11 должностных лиц, 7 юридических лиц, 1 физическое лицо оштрафованы на 923 000 тг в размере 250 МРП, – говорит Әліш Рыскелді Салхутдинұлы.

 

«Целевая школа» — вполне зрелый проект

На сегодняшний день в республике реализуется важнейший проект «943 – развитие целевых школ страны». Проект поддержки целевых школ-это не просто инициатива, это стратегическое направление, направленное на кардинальное изменение качества образования в школах. В результате определения композитного индекса 74 школы города Шымкента входят в число целевых школ. В этом году к этому проекту присоединились 40 школ. В этой связи, во Дворце школьников города Шымкента состоялось заседание с руководителями 40 целевых школ, вошедших в проект на тему «Комплексный подход в развитии целевых школ страны: от анализа потребностей до адресной поддержки».

На совещании присутствовали председатель Комитета среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан Жумашев Каныбек Бекболатович, заместитель председателя комитета по обеспечению качества в сфере образования Министерства просвещения Республики Казахстан Мелдебекова Майра Турганбаевна, Директор Центра научно-методического сопровождения Национальной академии образования им. Алтынсарина Аманжолов Дулат Аманжолович, директор Департамента по обеспечению непрерывного развития Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» Ниязова Гулияш Балкеновна и рассказали о национальной системе оценки качества среднего образования, этапах определения целевых школ, ходе реализации проекта развития целевых школ, траектории развития организаций образования. В завершение заседания директор средней общеобразовательной школы №125 Управления образования города Шымкента Баглан Умбетбаев и другие руководители школ смогли задать актуальные вопросы и получить исчерпывающие ответы.

Ранее в сентябре в Шымкенте в рамках Национального доклада «Качественное образование, доступное для всех» в целях реализации проекта «Развитие 943 целевых школ» был проведен семинар на тему «Управление качеством школьного образования: от стратегии к практике». В нем приняли участие руководители 40 школ, вошедших в проект «целевая школа». На семинаре руководитель департамента по обеспечению качества в сфере образования города Шымкент Әліш Рыскелді Салхутдинұлы подробно разъяснил директорам школ об эффективности проекта «целевая школа» и ответил на поставленные вопросы. В связи с этим мы опросили г-на Рыскельды в рамках проекта целевой школы. «В последнее время известно, что некоторые учителя сопротивляются данному проекту. Что вы думаете об этом?».

— Этот проект формируется на основе реформ в сфере образования. Лично я считаю это очень правильным решением. Потому что его не пустят в пустоту. Школы не должны оставаться на одном уровне. Где будет качественное образование, если в учебных заведениях не будет такой работы? Как дать детям качественное образование? Все это-светлое будущее нашего поколения, то, что делается для образования. Как он может вести ребенка вперед, если педагог не образован, не квалифицирован, не совершенствует себя, не предъявляют к нему каких-либо требований? Поэтому мы должны понимать этот проект как возможность, предоставленную педагогам, то есть изучить свои знания и дополнить недостающие моменты. Только когда каждый человек становится настоящим специалистом в своей области, он становится востребованным человеком.

В целом, общество не возражает против этого проекта. В дальнейшем у него будет положительный результат. Потому что это вполне зрелая программа, которая рассматривается в правительстве и идет в правильном направлении,-говорит Әліш Рыскелді Салхутдинұлы.

Этот вопрос был задан депутатами Мажилиса и министру просвещения Гани Бейсембаеву. Министр подчеркнул, что главной целью является достижение надлежащего качества в образовательных учреждениях.

– Что касается вопроса о том, кто обеспечивает качество, то, по словам Ибрая Алтынсаринши, сердце школы — учитель. То есть, известно, что качество образования ученика в школе напрямую зависит от качественного образования этого учителя. Таким образом, основная цель «целевой школы» – помочь педагогам, работающим в школе, получить качественное образование и оказать методическую поддержку. Сразу скажу, что здесь нечего скрывать, шуметь. Я сам следил за ним и разговаривал с учителями. В школе ведется контроль учебных достижений учащихся, показатели PISA-все эти показатели суммируются и определяют, на каком уровне находится качество образования в какой школе. Здесь мы рассматривали сумму результатов, полученных из разных рейтингов школ, – сказал министр.

По словам министра Гани Бейсембаева, в школах, вошедших в проект «целевая школа», есть учителя, которые не повышали квалификацию в течение 6-8 лет.

-В этих школах установлено, что 30-40% учителей не повысили квалификацию. У всех есть список. Если говорить относительно, то при проведении аттестации активность участия учителей будет не такой высокой. Но вчера, пройдя обучение, он прошел тест, чтобы проверить свои знания. Тогда в нем приняли участие 95% учителей. Он не используется для увольнения или наказания за тест или его понижения в категории. Даже при аттестации такие меры не применяются. Кто-то намеренно издал такой шум, что, может быть, учителей это беспокоит. Это как методическая помощь учителям. Это под моим контролем. Нечего волноваться, — пояснил министр.

 

* * *

В предстоящем году департамент по обеспечению качества в сфере образования г. Шымкент будет работать не менее активно. По словам руководителя департамента Әліш Рыскелді Салхутдинұлы, на следующий год также будет сформирован перечень учреждений, которые будут проходить аттестацию, согласованную с Министерством. В текущем году по аттестации планируется провести аттестацию 200 объектов образования. Поэтому и в следующем году в отношении школ города будет очень интенсивная проверочная работа.

М.ЫБЫРАЙ

 

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика