«Легенды Великой Степи»: или как детская художественная школа поддерживает статус регионального представительства «Клуба ЮНЕСКО» в Шымкенте и Туркестанской области

Детская художественная школа, благодаря неординарным рисункам своих воспитанников, с 2018 года закрепила за собой статус регионального представительства «Клуба ЮНЕСКО» в Шымкенте и Туркестанской области. С 2008 года рисунки детей выходят в ежегодных альбомных сериях ЮНЕСКО – «Дети рисуют мир». И все, благодаря проекту школы, воспитанники которой участвуют в республиканском конкурсе «Легенды Великой Степи».

НА СНИМКЕ: Альбомная серия ЮНЕСКО «Дети рисуют мир» за несколько лет

Гульнара Пашаевна Кулиева, завуч по воспитательной работе, рассказывает, что около двадцати лет в детской художественной школе города Шымкента основными проектами считаются: «Легенды Великой Степи», «Зимние узоры», «В мире детских рисунков» и другие. Над проектами работают не только педагоги, но в первую очередь дети разных возрастов и групп. Здесь действуют подготовительные группы с первого по четвертый классы и рассчитаны также на самых маленьких детишек, которые знакомятся с живописью, рисунком, скульптурой, композицией, историей искусства, компьютерной графикой. Ученики старших классов также могут заниматься, усваивая начальную программу, и в этом я убедилась, поскольку азбуку изобразительного искусства проходили именно они.  А уже отучившиеся четыре класса переходят в другие классы с углубленной программой.  Всех их объединяет стремление научиться рисовать карандашами, фломастерами, гуашью, акварелью, красками… соприкоснуться с прекрасными творениями художников и зодчих. И не пугает их даже если они и не будут зачислены после окончания детской художественной школы в колледжи искусств, академии, университеты, уверены, что в них навсегда останется любовь к книгам, к творчеству, к поиску.

И вспомнились мне тогда известные строки из стихотворения Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка»: «А если это так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота? Или огонь мерцающий в сосуде?» Или есть одно знаковое выражение — «красота спасет мир». Люди, населяющие планету, искренне верят, что только красота, искусство, музыка, кино спасут мир от разрушительных войн, сгладят последствия наводнений и цунами, катастроф.

И на сегодняшний день в стенах художественной школы вместе с дворовыми клубами обучается свыше тысячи мальчишек и девчонок из третьего мегаполиса республики. Педагоги с мастер-классами также приходят к детям в интернатах, преподают уроки рисования, чтобы детство запомнилось разукрашиванием, первыми мазками краской, работой с кисточками и карандашами, общим ликованием, радостью, полученной от первых занятий.

Как уже писала выше, с 2008 года рисунки детей стали появляться в ежегодных альбомных сериях ЮНЕСКО – «Дети рисуют мир». Это была своеобразная стартовая площадка для талантливой детворы, которые тонко передавали свое видение мира, человеческих ценностей, природных явлений, как дождливые или солнечные дни, зимний мороз, как бурно развивается жизнь крупных городов, чем богата фауна и флора на просторах южного Казахстана, и почему им дороги братья и сестры, мамы с папами, бабушки и дедушки.

Первые три года, начиная с 2016 года, рисунки и работы затем демонстрировались на ежегодной выставке «Педагогический вернисаж» в музее первого Президента. Это и послужило стартовой точкой отсчета, а затем прочно закрепить за ними статус представительства «Клуба ЮНЕСКО», как Планеты творчества, в Шымкенте и Туркестанской области.

Гульнара Пашаевна Кулиева в стенах школы почти 20 лет, окончила филологический факультет Южно-Казахстанского государственного педагогического университета, преподавала английский и арабский языки в родном университете, потом решилась поступить на факультет изобразительного искусства, так как с детства любила рисование и черчение. И не прогадала, пригодилось в школе и филологическое образование.

Вместе с ней мы заглянули в группу к Галие Самбиевне Карабаевой, к которой записались дети 6 лет.

 

НА СНИМКЕ: завуч по воспитательной работе Г.П.Кулиева, преподаватель Г.С. Карабаева вместе с детьми на занятии по изобразительному искусству

Преподаватель школы с 30-летним стажем Галия Самбиевна Карабаева, как и другие педагоги, открывают красочный мир рисунка и графики для детей, многих из которых привели родители. Первые четыре года обучают детей делать первые шаги, работать с красками, искать нужный цвет и палитру.

В кабинете у Г.С.Карабаевой не только рисунки, но и куклы из папье-маше, висят шарики, олицетворяющие космос. Объяснение этому самое простое -через космос поступает энергия для вдохновения, которой питаются все без исключения.

А приходят к ней в группу, благодаря своеобразной почте, называет Г.С.Карабаева ее «цыганской», когда размножаются листочки, где есть название кружка, адрес нахождения, время занятий, прописано необходимость заявления одного из родителей о приеме и немаловажно желание ребенка. Бывает, что родители «за» посещение детьми художественной школы, а вот бабушки почему-то «против», приходится ей их убеждать, что ребенок интересуется, проявляет усидчивость, терпение, впитывает все новое, как губку. Она вспоминает, как отстаивала решение маленькой Асель Халжановой учиться в стенах художки, пришла Асель впервые с соседской девчонкой. Асель уже 14 лет, и работы у нее просто потрясающие, поскольку одна из них вошла в альбомную серию «ЮНЕСКО» — «Дети рисуют мир», это признание взрослыми на республиканском конкурсе ее восприятия мира пусть и детского, но такого чистого и прекрасного. Теперь в школу записалась ее сестренка Азиза Исраилова, и пришла она вместе с сестрой Асель Халжановой – неоднократной победительницей республиканских конкурсов детских рисунков.

Айым Умурзак, 13 лет, занимается в детской художественной школе с 5 лет. И все, благодаря маме, которая привела в класс Галии Самбиевны Карабаевой. Она уже может похвастаться работами в альбомных сериях ЮНЕСКО – «Дети рисуют мир». Вот и сегодня она самостоятельно рисует, а приглянулись ей собаки породы «тазы», их стремительный бег, грация. Она, изучая материалы в интернете, работала над образами. Когда я находилась в художественной школе и рассматривала работы новеньких и тех, кто только начинал свои первые шаги или же уже второй год учится рисовать, Айым не обращала внимания, целиком была поглощена картиной. И объяснение простое — в октябре в художественной школе должен состояться конкурс «Легенды Великой Степи», она должна предложить строгому жюри свои новые работы. Идеи вынашивала несколько месяцев, хотелось ей передать красоту степных просторов, подбирала животных, птиц, сочетала с другими персонажами, чтобы палитра цветов была насыщенной, яркой, где-то на первый взгляд должны были выйти только те герои, которых она уже полюбила, как этого тазы. Тазы традиционно входит в Жетi қазына (Семь богатств), главных культурологических символов казахского народа.

 

Рисунок Айым Умурзак, 13 лет –ТАЗЫ

В 2023 году Айым Умурзак, как и других победителей республиканского конкурса «Легенды Великой Степи», после публикации рисунков в альбомной серии ЮНЕСКО – «Дети рисуют мир», пригласили в Ак Орду, где состоялось знакомство с кабинетом Президента Республики Казахстан К.Токаева. А также с залами, где ведутся переговоры, где Глава государства встречается с высокими гостями, послами иностранных государств, с руководителями квази-государственного сектора, акимами городов республиканского значения и областных. Она не скрывает своего восхищения и гордости, что ее рисунки – проводники ее задумок и детских творений, благодаря им она посетила столицу Астану, побывала в рабочем кабинете Президента. Айым, правда, еще не знает, кем будет, ей всего 13 лет, предстанет, конечно же, перед выбором будущей специальности и профессии, будет советоваться с родителями, предстоит избрать, все еще впереди, а рисование всегда останется любимым занятием, где она получает вдохновение и энергию, подпитывающую ее.

 

Когда образовалась небольшая перемена и дети выбежали во дворик играть, бегать, то стало понятно, как им здесь интересно и занимательно.

Каусар Балтабай, 7 лет, учится в школе «Сұнқар», а уже второй год приходит в художественную школу.

Данил Матлашов, 6 лет, занимается в худжественной школе вместе со своим старшим братом, ему интересно все, нарисовал совенка, который обладает мудростью.

Азиза Исраилова, 6 лет, нарисовала дождливый день в теплых и холодных тонах.

Мерей Садукул, 6 лет, не скрывает своей детской радости от общения со сверстниками.

Что же касается преподавателя Галии Самбиевны Карабаевой, то в детстве она мечтала стать модельером, обшивала в основном куклы, о своей увлеченности рассказывает без обид, до 10-го класса никто из близких даже не представлял, что она играет в куклы. Это же чудесно, и в этом нет ничего плохого. Невропатологи бы сказали, что работает мелкая моторика, а значит подросток мыслит, развиваются миллионы синапсов, нервных окончаний, скрепляющих друг друга и передающих информацию. После окончания общеобразовательной школы, взвесив все «за» и «против» Г.С. Карабаева поступает на факультет «рисование и черчение». С 18 лет, будучи студенткой пединститута, возглавляет отряд в пионерском лагере, который состоял из воспитанников детского дома. Два года подряд трудилась под руководством известного педагога, директора детского дома в Южно-Казахстанской области Галины Миррахмедовны. Потом преподавала в Южно-Казахстанском педагогическом университете, и уже 30 лет в детской художественной школе. Г.С.Карабаева признается, что последняя неделя летнего отпуска почему-то самая длинная и проходит в ожидании встречи с детьми. Скучает, а иначе и не скажешь.

«На юге Казахстана очень много талантливых детей, которые прекрасно поют, рисуют, играют на музыкальных инструментах, их нужно воспитывать творческими, увлеченными, счастливыми, раскрывать суть прекрасного на земле, которые передаются через песни, звуки, рисунки, мелодии. Это путь к успеху и процветанию казахстанского общества», подытоживая нашу беседу, говорит Галина Самбиевна Карабаева.

И я с ней полностью согласна, что творчески одаренные личности делают жизнь духовно богатой, и на первом плане должны быть общечеловеческие ценности, которыми мы должны дорожить, и которые переносятся на живопись и музыку, к примеру, как семейный очаг, дом, в котором родились и выросли, родители, которые нас вырастили и воспитали, учителей и педагогов, которые научили нас писать и считать, а затем с их благородным призванием получили специальное или высшее образование. И буквально на днях в Казахстане праздновали День Учителя, где отмечали роль и заслуги педагогов, их неоценимый вклад в развитие общества, преемственность поколений, приверженность лучшим традициям.

«Легенды Великой Степи» — это наше прошлое и счастливое будущее, зеркало жизни, древних традиций, народной мудрости. И с этим трудно не согласиться.

 

Райхан ШАЙМЕРДЕНОВА, член Союза журналистов Казахстана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика