«Историческое время значительно ускорилось. Мир интенсивно трансформируется и скорость происходящих изменений поражает», говорится в Послании Президента к народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». Стремительные изменения в экономике предъявляют людям требования быть способными к постоянным изменениям в сфере деятельности. Если в среднем в 20 веке работник на протяжении всей своей жизни мог быть задействованным в определенной деятельности на одном предприятии, то в 90-х годах прошлого столетия работнику приходилось менять 2 и более сфер деятельности. Современное время ставит каждого перед необходимостью освоить различные сферы труда не менее 6 раз, в противном случае он не будет востребован работодателями, а это скажется на качестве его жизни. В этой ситуации люди с низким уровнем умений обречены на постепенное «вымывание» с рынка труда.
В профессиональной деятельности все большую роль играет информационный и творческий фактор — происходит «интеллектуализация» труда. Постепенно исчезает понятие стабильного профессионального роста или карьеры, сделанной на одном рабочем месте в штате одного учреждения. Одновременно теряет значимость замкнутость профессиональных рамок, их место занимают «плавающие» границы профессий, а образование утрачивает ориентировку на единственную дальнейшую специализацию. Время и научно-технический прогресс рождает новые профессии и квалификации, что, в свою очередь, вызывает необходимость менять подходы к образованию и обучению. Наиболее четко задачи развития образования и обучения в течении всей жизни решаются в ходе реализации двух европейских процессов – Болонского и Копенгагенского, которые имеют встроенные механизмы связи с занятостью и рынками труда.
Болонский процесс предусматривает создание единого европейского образовательного пространства, неотъемлемой частью которого является высшее образование. Исходя из этого, в рамках Болонского процесса было решено перенести акценты с содержания образования на результаты обучения. Результаты обучения предполагается описывать с помощью компетенций, представляющих собой динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент может продемонстрировать после завершения образовательной программы. При этом помимо знаний, умений и навыков, необходимо приобретение компетенций, которые имеют комплексный характер и включают поведенческий аспект — систему социальных, нравственных и профессиональных ориентиров, позволяющих выпускнику продуктивно и приемлемо для окружающих вести себя в различных ситуациях – профессиональных и в непрофессиональных.
Ключевым инструментом взаимодействия вузов с работодателями выступает обеспечение соответствия образовательных программ профессиональным стандартам как одного из компонентов Национальной системы квалификаций. Квалификационные рамки, в целом, способствуют достижению четырех главных целей высшего образования: подготовка к рынку труда; подготовка к жизни в качестве активного гражданина демократического общества; развитие личности; развитие и поддержание широкой, продвинутой базы знаний. Распространение в образование и на рынок труда Национальной системы квалификаций должно осуществляться через средства массовой информации, образовательные программы, создание филиалов кафедр на производстве и др.
С 2011 года разрабатываются стандарты и программы нового поколения, основанные на компетенциях. В них предусмотрено дальнейшее расширение академической свободы вузов. Стандарты определяют в качестве обязательной по набору дисциплин лишь половину образовательной программы бакалавра, а для программы магистра так называемая «вариативная часть» составляет более 70%. При этом содержательное наполнение второй (вариативной) части образовательной программы становится прерогативой вуза. Этот принцип позволяет вузам разрабатывать новые программы с учетом потребностей рынка труда, научных и образовательных традиций, собственных инноваций, что, в свою очередь, приведет к разнообразию и «здоровой» конкуренции образовательных программ.
Следует отметить, что Болонский процесс и в целом реформирование системы образования до сих пор воспринимается преподавательским сообществом как процесс искусственный, насильственно осуществляемый и «внушаемый» Европой. Несмотря на работу, которая ведется МОН РК, государственными и общественными организациями, действующими в сфере образования, психологическая перестройка, которая полностью обратила бы преподавательское сообщество к «болонским» программам и принципам обучения, идет медленно. Причинами этого являются сомнения преподавателей в том, насколько в новых экономических и исторических условиях они окажутся способными создавать действительно современные образовательные программы — конкурентоспособные, привлекательные для работодателей и обучающихся.
Поэтому одним из ключевых моментов реализации Болонского процесса и Национальной системы квалификаций становится обучение учебно-методического персонала и преподавателей созданию программ, основанных на компетентностном подходе и представленных в кредитно-модульном формате, учитывающих потребности рынка труда и требований Единого Пространства Высшего Образования (ЕПВО).
Национальная рамка квалификаций создает основу для систематизации и признания результатов обучения, способствуют повышению качества и расширению доступности профессионального образования, взаимосвязи и признания квалификаций на рынке труда, а также для реализации стратегии обучения в течение всей жизни. В рамках формирования Национальной системы квалификации 19 сентября 2013 года в г. Астана прошла международная конференция, инициированная министерством науки и образования РК и Центром Болонского процесса и академической мобильности, под названием «Самосертификация Национальной рамки квалификаций Казахстана в контексте социальной модернизации». В работе конференции приняли участие более 140 участников – представителей министерства образования и науки, министерства культуры и информации, министерства сельского хозяйства, министерства защиты окружающей среды, министерства транспорта и коммуникаций, министерства труда и социальной защиты, министерства юстиции, министерства внутренних дел, представители вузов, работодатели, иностранные эксперты.
Среди работодателей участниками конференции стали такие крупные Национальные компании, как «Национальное космическое агентство», «Астана Экспо-2017», «Тау-Кен Самрук», «Казмунайгаз», «Казақстан Темір жолы», «Казахстан инжиниринг» и др. Участники международной конференции, определив приоритеты развития Национальной системы квалификаций в рамках Болонского процесса, обсудив вопросы о роли НРК в формировании профессиональных стандартов и образовательных программ, признают необходимость соотнесения Национальной рамки квалификации Республики Казахстан (НРК РК) с Европейской рамкой квалификацией (ЕРК).
В Казахстане начата работа по подготовке к самосертификации НРК, которая будет проводиться с привлечением зарубежных экспертов в области образования. Результатом работы конференции стала резолюция, в которой участники конференции: считают необходимым развивать Национальную систему квалификаций в соответствии с международным опытом и с учетом особенностей рынка труда в Казахстане; признают, что соотнесение Национальной рамки квалификации РК с Европейской позволит систематизировать существующие квалификации, а также обеспечить прозрачность признания академических и профессиональных квалификаций; считают необходимым ускорить госорганам процесс разработки профессиональных стандартов; рекомендуют вузам начать работу по согласованию образовательных программ с профессиональными стандартами, независимым аккредитационным агентствам по обеспечению соответствия системы гарантии качества образования НРК; считают, что работодателям целесообразно развивать систему независимой оценки профессиональной подготовленности; считают, что соотнесение НРК с ЕРК требует использования результатов обучения на всех уровнях образования; рекомендуют вузам переходить к разработке образовательных программ, основанных на результатах обучения и ECTS; отмечают важность создания Национальной межведомственной рабочей группы, призванной обеспечить качественную информацию о процедурах самосертификации НРК Казахстана.
О роли новых профессиональных стандартов в Национальной системе квалификаций в Республике Казахстан подробно говорит Министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова. В ее интервью газете «Казахстанская правда» (17 октября 2013 года) отмечено, что во «всем мире основной функцией, решаемой профессиональными стандартами, является установка требований к качеству труда, знаниям и умениям, сближение сферы труда и сфера подготовки кадров. Профессиональные стандарты… должны стать основой ля разработки учебных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и выпускников образовательных учреждений». «Чтобы стать конкурентноспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией» говорится в Послании. Мы должны научить наших выпускников и в дальнейшем быть обучаемыми, постоянно овладевать и совершенствовать профессиональные навыки с учетом передовых технологий.
Вузы, внедряющие в свою практику рамки квалификации по различным направлениям подготовки, способствуют эффективной системе продвижения образовательных услуг в рамках региона, страны и на международном уровне. При этом сводится к минимуму система адаптации выпускника в организации, так как в рамках квалификации уже учитываются требования предприятий-работодателей, которые также являются потребителями образовательных услуг, а точнее сказать, такого продукта, как выпускник.
Алма АХМЕТОВА,
проректор по развитию и инновациям ЮКГФА,
к.х.м., доцент,
Алия ИБРАГИМОВА,
начальник УМЦ, к.фарм. н., доцент.
Больше историй
ШЕТ ТІЛІНІҢ ЖҰРНАҒЫ ЖАЛҒАНҒАН КЕЙБІР АТАУЛАР ТУРАЛЫ
ӘДІЛЕТТІ ҚОҒАМ МЕН АДАЛ АЗАМАТ ҚАЛЫПТАСТЫРУДА ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІКТЕРДІҢ МАҢЫЗЫ ЗОР!
«МІРЖАҚЫП. ОЯН, ҚАЗАҚ!» ФИЛЬМІ ЖӘНЕ АҚИҚАТ ЖЕҢІСІ