Мейраш Тастемирова, отличник культуры РК, художник-иллюстратор, педагог: «ребенку нужно сначала показать не культуру мира, а окружающую среду, природу»

Одной из главных фигур, формирующих будущее общества, является учитель. Через педагога молодое поколение прививает великие ценности. Учитель-первый проводник каждого человека, фундаментальная личность будущего. Он всегда был уважаемым и уважаемым своей квалификацией, знаниями. Один из таких любящих учителей находится между нами. Она-член Евразийского союза дизайнеров, обладатель нагрудного знака «Қазақстан Мәдениет саласының үздігі», президент Союза дизайнеров «TURAN», художник-иллюстратор, учитель художественного труда Тастемирова Мейраш Мырзабековна. Мы поговорили с учителем о современной педагогике.

— Госпожа Мейраш,  когда вы начали свою трудовую деятельность? Как вы пришли к искусству рисования?

— И мой отец, и мать были учителями казахского языка и литературы. Имеет нагрудные знаки «Заслуженный просветитель СССР». В то время получить такое звание было очень сложно. Люди могли получить награду только своим добросовестным трудом. Кроме того, у моего отца были художественные способности. Я был художником и педагогом.

В 1990 году поступил в художественный колледж им.А. Кастеева. В то время это было училище. После окончания училища поступил в школу № 44 художником-декоратором. Мое первое рабочее место здесь. Впоследствии я поступил на грант на очное отделение, сдав на обучение в Шымкентское отделение Международного казахско-турецкого университета, ныне Южно-Казахстанский педагогический университет им.У. Жанибекова по специальности Графический дизайн. Я уволился из-за невозможности совмещать учебу и работу и сразу же сосредоточился на учебе. После получения диплома в 1998 году устроилась художником-педагогом в общеобразовательную школу №39 им.М. Жумабаева г. Шымкент. С тех пор я не менял место работы, в этом году мне исполнилось 26 лет.

Мама, как я уже говорил, была одной из ведущих учительниц своего времени. При обучении он часто использовал наглядные пособия. В то время использование наглядных пособий, украшенных рисунком, на уроке было своего рода достижением. Моя мама рисовала мне все изображения, необходимые для этих наглядных пособий. Начиная с 5-6 класса, я стала так дружить с кистью.

Интересно, когда я училась в 7-8 классе,  был открытый урок у мамы по айтысу Биржан и Сары. У Сары есть фотография, на которой она улыбается, держа домбру в руке. -Я не знаю, что ты собираешься делать? — удивилась я. «О, ты прекрасно рисуешь картину, ты сильный художник», – кричит Я, рисуя. В тот же день «повесил на доску, все хвалили, и мой открытый урок тоже прошел успешно». — Я не знаю, — сказал он. После таких комплиментов я поверила себе:» Я действительно прекрасно рисую картину». Чувствую себя прекрасным художником. После Биржан и Сары я нарисовал Махамбета.

После окончания вуза я искал эти фотографии. Мои рисунки сохранились среди наглядных пособий моей мамы. Когда я беру фотографии в руки, у Сары хромает зуб. Как волчий зуб. Совсем не похоже на улыбающуюся Сару. Больше ошибок. Потом сказала маме: «позор-ай, ты так использовал эту картинку? Что за ужас? Брось это, я сделаю еще один, — недовольно пробормотала я. Но мама бросила картину, которую рисовала, когда была ученицей. Когда я стал старше, я понял, что эти комплименты моей матери сильно повлияли на то, как я стал художником. Моя мама также способствовала моему поступлению в художественный колледж.

Во время учебы в училище имени Кастееве мой первый учитель Нұрлан Шилібайұлы превратил меня из художника-любителя в профессионального художника, воспитал и настроил. Сколько других учителей, кроме этого человека, внесли свой вклад в то, чтобы я стал профессиональным художником. Благодаря этим людям я стала художницей и рисовала много иллюстраций к книгам.

— В общем, в каком жанре вы рисуете? Вы сейчас тоже рисуете на заказ?

— В основном рисую в жанре графики. «Мейраш, прочитай несколько моих произведений и нарисуй их по содержанию», – предложил старший поэт Амзе Калмырзаев, который еще в 2017 году был дома с уходом за детьми. С тех пор, как я рисовал произведения этого брата, я снова начал сосредотачиваться на творчестве.

Да, раньше тоже рисовал. Но, не собирая ни одного из них, каждый из моих рисунков оставался в каждом месте. Я не развивал свои художественные способности, не совершенствовал, не придавал значения произведениям, которые я создавал из своего пера, а некоторые уходили в мусор. После того же предложения дяди я по-новому взглянул на искусство рисования и начал искать.

 

— Не сложно ли совмещать рисование и обучение детей?

Очень сложно совместить две отрасли. В конце концов, я приобщаю ребенка к искусству, делаю его образованным, учу грамотному рисованию, овладению тонами живописи, формирую академические знания и оттачиваю талант. Раньше принимала заказы, находила время. Сейчас этого времени мало. Я перестал принимать заказы, решив, что будет стыдно, если я не смогу забрать заказ и завершить его вовремя. Если заказы поступят, отправлю другим коллегам. Раньше я рисовал на стенах и картины, и портреты. Сейчас у него нет шансов.

Педагоги должны овладеть новшеством раньше ребенка

— Судя по вашему рассказу, работа учителя, похоже, увеличилась. Без педагога уже 26 лет. Каким должен быть, по-вашему, педагог сегодняшнего дня? Кто такой современный педагог?

 

— «Мы лишим детей завтрашнего дня, если будем учить их, как вчера», — говорит Джон Дьюи, педагог-философ XX века. А советский физик Петр Капица говорит:» главное не обучение знаниям, а главное – обучение тому, что происходит». Некоторые люди говорят: «эти синусы, косинусы бесполезны в жизни, мы так много учились в школе», или «мы учили законы физики наизусть, что принесло пользу?». Но все это не зря преподают в школе. Все это теперь позволяет растущей и развивающейся личности сконцентрироваться, развить мышление.

 

Мне кажется, что сегодняшние учителя должны развиваться вместе со временем и совершенствовать свои знания вместе со временем. Ведь современные дети очень умны. Я имею в виду, что старшие сестры не могут правильно пользоваться телефоном, компьютером. А сегодняшнее подрастающее поколение прекрасно знает и компьютер, и смартфон, умеет работать с различными программами. В такой ситуации, когда сами педагоги не знают ПФР, больше не будет. Что может дать ребенку такой учитель? Если так, то перед сегодняшним детским преподавателем стоит задача не отставать от времени, а осваивать нововведения раньше ребенка. Только тогда он сможет стать современным учителем.

 

— Расскажите об искусственном интеллекте. В прошлом вы также проводили мастер-класс на эту тему. В целом, насколько необходимо использование искусственного интеллекта в педагогике?

 

— Сейчас эпоха цифровизации. Использование искусственного интеллекта оптимизирует и упрощает нашу работу. Воспринимаю это нововведение как вспомогательное средство, помогающее ребенку быстрее усвоить материал, повышающее интерес к предмету, огромную возможность, направленную на обогащение методов и приемов.

 

 

Очень полезно быстро структурировать занятия, составлять тестовые вопросы и проверять уровень знаний ребенка. Хорошо то, что искусственный интеллект может делать то, на что вы тратите недели и месяцы, за меньшее время. Методология, которая быстро оптимизирует нужный мир. Искусственный интеллект полезен как в проведении открытых уроков, так и в интерпретации новых уроков. Можно запланировать занятия на 45 минут.

 

Но иногда некоторые учителя этого не понимают. «Если мы продолжим вкладывать все в искусственный интеллект, где останется педагогическое творчество, если все будет выполнено роботами?». «Может быть, в будущем учителя не понадобятся?»есть и те, кто говорит.  Нет, это не так, как он сам говорит, искусственный интеллект, он все равно искусственный. Только когда его инструктирует человек, имеющий профессиональную квалификацию, образование, он делает все необходимое. Искусственный интеллект просто делает то, что говорит, и не может делать больше. А учитель-тот, кто дает эту инструкцию. Искусственный интеллект развивает и преобразует то, что говорит этот учитель. Он робот, а не человек. Когда дело доходит до некоторых миров, задача может быть утомительной.

 

Вот что я хочу сказать. Вам не нужно отдавать искусственный интеллект в пользование учащимся, говоря: «вы тоже используете». Ученик-это только развивающаяся личность, поэтому, когда дело доходит до знаний, он должен овладеть многими вещами с умением, силой.  Искусственный интеллект – очень необходимый помощник не для учеников, а для устоявшихся личностей-учителей. Учитель должен уметь своевременно осваивать и применять новинки, различные приемы и приемы, не отставая от времени. Потому что это требование времени.

Целостное воспитание-очень эффективная программа

— Как насчет Единой воспитательной программы в современных школах? Как вы думаете, насколько это эффективно?

 

— Это очень нужная программа. Цель целостного воспитания-привить ребенку наши человеческие, гражданские, национальные ценности, воспитать сознательное, созидательное поколение, пропагандируя совесть, позор, труд, честность. Задача, соответственно, призвать ребенка выслушать завещание родителей, почтить мир и благополучие семьи, возместить свой родовой долг. Не слишком ли хорошо, если все это происходит? Теперь, когда вы заметили, многие родители говорят: «вернемся, чтобы заработать деньги? Мы богаты? -А что? — спросил я.»давай. В результате воспитание детей остается незамеченным. Конечно, чтобы дать ребенку хорошую жизнь, все сводится к деньгам. Так родители отговариваются от безденежья. А ребенок этого не понимает. » Мои родители не думают, что мы изо всех сил стараемся поддерживать нас днем и ночью». Они понимают, что» мои родители находятся в конце этого, а значит, деньги-это, вероятно, что-то ценное», что приводит к хромоте воспитательной стороны. В таких элементарных мирах большое значение имеет данная программа в формировании у ребенка глубокого понимания. Я считаю, что он очень эффективен в усвоении нашими национальными ценностями, обычаями, обычаями, необходимыми для роста ребенка.

 

— Как вы думаете, как детям следует превозносить национальные ценности? Что для этого делать?

 

— Сегодня мы участвуем во внедрении национальных ценностей через Единую воспитательную программу, о которой мы только что говорили. Приведу пример из своего урока. Например, в учебнике для 9 класса всего три урока по искусству вязания ковров. В первые 45 минут мы остановимся на истории, во вторые 45 минут мы покажем вам, как вязать ковер. На третьей 45 минуте подведем итоги темы. Это предмет, который проводится только один раз в неделю и не оценивается учениками. Тем более, что сейчас умы детей сан-Саше. Из-за этого учащийся не сразу понимает тему. Для этого мы, учителя, стараемся максимально привить ребенку наш национальный мир. С этой целью я подумал о том, чтобы взять детей в музей, когда я брал уроки ковроткачества. Я увлекся «миром ковров» в Шымкенте. Здесь также можно найти ковры, на плетение которых ушло 7 лет. Ребята показали все это.

 

 

Владелец «Мир ковров» собрала ковры со всего Казахстана, забрал старые реликвии, сначала собрал их в своем доме, а потом попросил подвал многоэтажного жилого дома, в котором он жил, а потом открыл небольшой музей. Как ни странно, в музее, расположенном в подвале, нет возможности показать все ковры, разложенные одинаково. Прогуливаясь, приходит мысль, почему бы не разместить ковры в просторном зале. Разве не было бы здорово, если бы в качестве экспоната он мог бы объяснить историю каждого ковра, в какое время он висел в доме, в какой век, в какой год, в какую эпоху он вязал, кто вязал и какой край был ковром? Как здорово, что ковры классифицированы по традициям каждого региона и дословно обозначены как Керейский ковер, Коныратский ковер, Дулатский ковер?! Я бы хотел, чтобы тетя Дана, которая превращает один двор, один подвал многоэтажного жилого дома в музей, получила бы специальное здание, если бы у нее была небольшая поддержка. — Я не знаю, — сказал он. В подвале стоят сундуки, кебежи, дошедшие из прошлых веков. Разве все это не реликвия?

 

Сейчас есть только несколько людей, которые, как и Дана апай, отдают свою жизнь и борются за национальные ценности. На этом пути с небольшой высокой стороны были бы выделены средства и поддержаны. Иначе что может сделать один человек? На данный момент это подвал и двор собственного дома. Какой бы чести не удостоился историк, хранящий древние миры как зеницу ока и наиболее глубоко объясняющий пришедшим людям его мифологию, смысл.

 

 

Когда я сделала и показала видео из нашего путешествия: «где это место, Алматы?»- удивились некоторые из моих коллег. «Нет, наша Шымкала, улица Г. Иляева, дом 40″, – поясняю я. Найти это место несложно. Когда мы уходили с улицы, на стене дома, во дворе, была нарисована картина ковра. Тем самым оп-легко найти.

 

В общем, за этим миром много всего скрывается ковровое ткачество. Печаль, печаль, печаль матерей того времени, любовь к детям, любовь к жизни-все это можно увидеть в этом ремесле. Ковер ручной работы обладает энергией. Мы должны продолжать показывать, объяснять и продвигать все эти вещи детям как национальную ценность. Для этого необходимо, чтобы у каждого человека было сочувствие к нации. Еще раз повторю, что сегодня ребенок умный, очень способный. То, что вы показываете, сбивает с толку.

 

— Значит, поговорка «Нет ребенка, который не учится, есть учитель, который не может учить» верна…

 

— Да нет ребенка, который бы не учился. Если он находит и преподает язык, все дети учатся. Увлечение ребенка чтением, наукой напрямую зависит от его преподавателя. Для этого учителю нужны большие усилия, профессиональные знания, неутомимый труд.

 

Воспитание потомства нельзя ставить только на плечи учителя

 

— Мейраш апай, как мы воспитываем образованное, сознательное, грамотное поколение?

— Если мы ставим воспитание поколения на плечи только одного учителя, то ситуация становится все сложнее и сложнее. Мы должны воспитывать образованное, сознательное поколение прежде всего семьей, а затем обществом. Для этого не нужно снова и снова вносить изменения в сферу образования. Например, когда в школу был введен предмет самопознания, предмет изобразительного искусства был полностью исключен из программы. Если смотреть, то человечество рисовало до того, как заговорило. Даже маленькие дети рисуют первым, прежде чем узнают букву, не так ли? Мне кажется, что единственный предмет, который приводит ребенка к творческому развитию, – это предмет изобразительного искусства. Если этот предмет отсутствует в школьной программе, ребенок застаивается, его творчество не развивается.

 

В целом, изобразительное искусство приносит большую пользу ребенку. Самый простой пример-сказать ребенку: «рисуй дом и иву», и ребенок сразу же начнет думать. «Я положу его на лист бумаги, Ива будет выше дома, это нужно покрасить в цвет, а мать-в цвет матери», — так формируется пропорциональное мышление ребенка. Даже при движении руки начинают работать различные нервные волокна. Затем способности ребенка начинают расти. В какой-то момент, полностью исключив этот предмет из программы, мы без всякой хитрости перешли к преподаванию предмета художественного труда. Мы снова и снова писали письма в вышестоящие органы, и вопрос поднимался на различных собраниях. 3-4 года назад предмет изобразительного искусства был вновь включен в учебную программу. Хотя мы рады, что вернули предмет изобразительного искусства. Открыв учебник по изобразительному предмету первого класса, ребенок, который только вчера переступил порог школы, сразу же объясняет мировую культуру. Мне кажется, что детям нужно сначала показать не культуру мира, а окружающую среду, природу. Тем не менее, мы стараемся объяснить ребенку тему максимально упрощенным способом. Здесь мы уделяем приоритетное внимание работе над тем, что ребенок в этом возрасте способен знать, что он думает, почему у него есть навыки. Хотелось бы, чтобы учебники были написаны соответственно.

 

— Вы президент Союза дизайнеров «TURAN». Что это за работа Союза? Чем занимается?

— Раньше в школах был предмет черчение. Сейчас его вообще не учат. Только в некоторых школах преподается как предмет по выбору. Кроме того, в средних классах были добавлены предметы труда и изобразительное искусство. Мы, учителя изобразительного искусства, получили дополнительные знания и освоили основы трудового предмета. А теперь учителям, давным-давно отдающим трудовую дисциплину, становится все труднее осваивать художественную картину. Художественная живопись требует не только трудолюбия, но и умения рисовать. С этой стороны, педагогам труда становится все труднее. С этой целью мы открываем Союз, в котором стараемся принести пользу учителям.

 

Сейчас я веду курсы, которые обучают этих учителей труда художественной фотографии. В командировку ездили и в Кыргызстан. Все видели, обменивались опытом. Кроме того, у нас есть одна проблема. Например, олимпиад по казахскому языку, литературе, русскому языку, математике «Алтын Самрук», «кенгуру» очень много. Кроме того, проводятся различные конкурсы, такие как Абайские чтения, Миржакыпские чтения, Магжанские чтения. А в изобразительной дисциплине всего два конкурса по республике: один – » умелые руки«, проводимый центром» Дарын«, другой — »тайна красок». В этих двух конкурсах примут участие столько школ, сколько учителей по всей республике. По всей республике будет меньше учителей, которые будут иметь место из-за участия учителей. Соответственно, учителя художественного труда, изобразительных дисциплин также менее успешны.

 

В результате и благодарственные письма, и похвалы будут меньше, и портфолио не будет заполнено. Затем учитель не может перейти в категорию мастера, эксперта или исследователя. В этом направлении ведет работу Союз «TURAN». Мы поднимаем вопросы организации большего конкурса для учителей изобразительного искусства, организации его совместно с городским Управлением образования, организациями образования. Я не думаю, что правильно смотреть на два конкурса как на весь Казахстан. Поэтому мы сотрудничаем с творческой группой в организации других конкурсов.        Регулярно проводим мастер-классы. В прошлом году в школе №65 провели международный семинар-практикум. Там местные учителя показывали свои мастер-классы и соревновались с мастерами из Кыргызстана. Я считаю, что это работа, направленная на то, чтобы оценить труд одних учителей, облегчить путь обучения учащихся искусству. В будущем мы продолжим работать в этом направлении.

 

В общем, учитель должен быть творческим. За 26 лет работы преподавателем мне пришло в голову, что я не творческий учитель, не учитель. Учитель также должен постоянно сосредотачиваться на своей области, изучать, развивать, искать. Воспитывать творческих граждан может только творческий учитель. А творческому гражданину многое предстоит сделать.

— Большое спасибо, что нашли время и дали интервью!

М.ЫБЫРАЙ

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика