Об обучении детей в школе, о проекте девять, когда каждый месяц имеет свое название, о колыбельнях, «Сказках, сказанной моей бабушкой», о гаджетах, буллинге, центре «Каусар» и о шахматах
Президент Казахстана К.Токаев в ходе заседания Национального курултая в 2023 году высказался, что важной задачей является воспитание подрастающего поколения: «Нам необходимо укрепить свою национальную идентичность. Каждая нация в мире по-своему уникальна. Мы должны это правильно понимать. Уникальность нашей нации должна заключаться в успешности. Чтобы быть успешными, нам нужно совершать конкретные дела, а не следовать громким лозунгам, живя в плену иллюзий. Это должно быть ясно и понятно всем гражданам. У нас должен быть четкий ответ на вопрос: «Каким образом мы станем успешной страной?». Качества, присущие ответственному гражданину, необходимо укоренить в сознании подрастающего поколения. Новое качество нации сформируется только через развитие образования, науки и культуры. Данные направления можно назвать незыблемой триадой духовного развития нашего общества. Мы должны уделить особое внимание воспитанию подрастающего поколения, ориентировать его на достижение благих целей. В эпоху интернета это непростое дело. Нужно сказать открыто: сейчас дети и подростки, по сути, воспитываются социальными сетями. Если мы не будем направлять детей, показывать им правильный путь – это может стать крайне опасной тенденцией».
Глава государства также не раз подчеркивал, что «Школа-это не только место образования, но и место обучения. Задача учителя – прививать ребенку нравственные ценности, а также знания». Одним из коллективов, который связывает педагогическое образование с национальными обычаями и традициями, является школа №135 г. Шымкента, которой руководит Берикбай Елтайұлы.
Еще первого декабря 2020 года была разрезана красная лента символизирующая, что в Шымкенте появилась еще одна школа. Если раньше школу посещали 500 детей и преподавали 40-50 учителей, то за три года штат расширился и в настоящее время насчитывается 2400 детей и 200 педагогов. Уникальность учебного заведения заключается в том, что учащиеся на каждый перерыв выходят под звуки кюя. Ещё одной традицией учебного заведения стало ежедневное ношение казахского камзола — «кажекей».
О сегодняшнем и завтрашнем дне, рассказывает директор школы Берикбай Елтайұлы.
— Идея пропаганды национальных ценностей в образовании давно меня волновала. Как только переступил порог данной школы, то приступил к реализации задуманного проекта. Во-первых, необходимо было укрепить свою национальную идентичность, учителя первыми перешли на казахскую национальную одежду. И вот до сих пор мы не отошли от этого направления, и учителя, и ученики приходят в школу в казахском национальном стиле.
Во-вторых, с прошлого года действует проект 9. Что это? Если учебный год составляет 9 месяцев, то каждый месяц имеет свое название. Например, сентябрь был месяцем презентаций, октябрь — природы, ноябрь – опыта, декабрь – истории, январь, февраль – познания, март — воспитания, апрель – месяц туризма….
В сентябре дети приходят в школу, новые ученики знакомятся друг с другом, в октябре овощи и фрукты становятся объектом внимания, собирают выращенный урожай и природа готова менять зеленые краски на желтые. В ноябре проводятся различные мероприятия, чтобы поделиться своим опытом с другими. Именно поэтому месяцам было дано определенное название.
Почему декабрь-месяц истории? Декабрьские события положили начало духовному возрождению казахского народа, стали символами независимости и единства многонационального народа. Очень символично, что именно 16 декабря 1991 года — в тот самый день, когда молодежь заявила о праве народа на решение своей судьбы — был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан». Но самое главное — Казахстан все эти годы независимости живет в мире и согласии.
В январе — месяце познания — организовываем познавательные занятия, открытые уроки, тренинги с целью поощрения к чтению книг по истории, культуре казахского народа, в феврале — приглашаем в школу представителей искусства и культуры, проводим встречи, беседы.
Наурыз мейрамы официально празднуется в Казахстане с 1991 года, один из самых древних праздников на земле. Ученикам рассказываем, как празднование Наурыза начиналось с расчистки родников и арыков, посадкой деревьев, люди одевались в яркие и красочные костюмы, готовили наурыз-коже, дастархан накрывали в каждой семье, читали молитвы в честь предков, старший по возрасту из присутствующих за дастарханом давал благословение (бата), чтобы из года в год благополучие не покидало семьи.
Апрель – месяц туризма, совершаем различные экскурсии с целью ознакомления детей с историческими местами Южного региона, не забываем посетить Музей жертв политических репрессий, Центр обычаев и традиций города Шымкента. А в мае подводим итоги работы.
У нас работают «Клуб дедушек», «Клуб бабушек», «Клуб отцов и матерей, невесток». И поэтому на ура проходят различные конкурсы. Среди них можно отметить, «Сказка, сказанная моей бабушкой», «Благословение моего деда», «Я – рука моей матери», «Я оправдываю надежды моего отца» и другие.
С участием известных поэтов-айтыскеров провели аламан айтыс для родителей, учеников. Исполнители айтыса — поэтического жанра устной литературы — имели возможность показать лучшие образцы айтыса, когда стихи двух поэтов рассказывают о ситуациях из жизни. Считаю, что нам удалось показать, как проходит импровизация, о чем идет речь в них, конечно же, играют и поют на злободневные темы.
О колыбельных. О песнях матерей у колыбели рассказывал в своих воспоминаниях и Герой Великой Отечественной войны Бауыржан Момышулы. История традиции уходит в древность, в каждой семье для каждого младенца своя колыбельная. Ребенок, выросший на них с молоком матери, не будет плохим. Есть знаковые слова Бауыржана Момышулы — «Если ребенок, лежащий в колыбели, не слышит колыбельную песню матери, то он вырастает духовно глухим». Постарались организовать данное мероприятие, как сказка может превратиться в колыбельную, когда под пение матерей засыпают дети.
В школе проводятся различные открытые уроки, тренинги. Учитель математики Тасполат Майя Полатовна, к примеру, 11 ноября текущего года провела практический тренинг для учителей и поделилась эффективными подходами к обучению на основе национальных обычаев и традиций. На тренинге участники были сгруппированы в небольшие группы, каждой группе было дано задание, проведен краткий обзор национальных обычаев и традиций. Каждая группа представила свои темы для обсуждения. Участники составили планы уроков с учетом полученных знаний. В завершении тренинга поделились мнением о тренинге и подытожили важность обучения, применяемые на практике.
А уже 12 ноября в рамках декады объединения предметов «история-география» и «в целях поднятия национального самосознания, популяризации алашской интеллигенции» был организован выездной урок на тему «Алаш ардақтары». Выездное занятие проводилось под руководством учителя истории А.Н. Абдраимовой в Музее жертв политических репрессий. В ходе выездного занятия учащиеся ознакомились с репрессированными с юга по декабрьским событиям 1986 года.
Кроме того, в честь 130-летия Бейимбета Майлина был проведен городской дебатный турнир «Бейімбеттің биігі аласармайды». Цель -популяризация творческого наследия классика казахской литературы, писателя, драматурга Майлина подрастающему поколению. В ходе открытой площадки активно обсуждалась тема актуальности и влияния произведений Бейимбета Майлина в обществе. В результате учащиеся, сумевшие выразить свои мысли открыто, ясно, аргументированно, заняли призовые места.
— Вы также проводите семинары, чтобы делиться наработанным опытом, каким был результат?
— В 2021 году провели первый масштабный семинар для директоров школ города Шымкента, чтобы поделиться практическим опытом. В нем приняли участие более 200 руководителей школ. Через год такой семинар был с участием заместителей директора по воспитательной работе. Затем в нашей школе был организован городской семинар на тему «Использование методов и приемов, основанных на национальных ценностях в повышении качества образования».Педагоги делились способами преподавания.Присутствовавшие на нем заместители директоров по учебной работе региональных школ и методисты городского управления образования дали положительную оценку. После семинара взгляды на образование и нравственное воспитание некоторым пришлось изменить с учетом реалий сегодняшнего дня. Хотелось отметить, что это применимо не только в школах, но и в вузах, организациях по месту работы, на семейных торжествах. Например, на свадьбах играют в различные игры. Но ни один из них не имеет воспитательного значения. Вместо этого было бы намного лучше, если бы мы превозносили казахские игры. Делюсь собственным опытом. Когда организовали семейный праздник, то соревновались с гостями в играх «Пять камней», плетению волос и так далее. Было очень интересно и занимательно.
Лучше публиковались бы больше положительной информации, чем отрицательной
— Все о чем вы рассказываете, достойно признания и уважения. Уникальность школы в этом и заключается. Если бы мы развлекали детей такими методами, то легче было бы отделить их от гаджетов…
— Сейчас актуальной проблемой становятся гаджеты. У нас нет культуры использования телефона. Мы не знаем, как использовать его рационально и не в ущерб здоровью. Замечаем, как некоторые из наших детей опаздывают в школу и спят на уроке. Почему? Потому что ночью заглядывают в телефоны. И нет родителей, которые следили бы за ними. Я часто говорю на родительском собрании: «Ваши дети зависают на телефонах», «настала необходимость контролировать, что слушают, смотрят».
Расскажу вам одну ситуацию, которая произошла в нашей практике. У одной из наших учениц изменился характер и она сильно замкнулась в себе. Заметив что-то неладное, классный руководитель поделилась со мной. Затем классный руководитель наедине общалась с ней. Во время разговора школьница заплакала и произнесла: «Апай, я боюсь». Разговор также состоялся в моем кабинете. Оказывается в социальной сети «ВК» она познакомилась с кем-то, который требовал у нее денег и твердил: «У тебя есть брат, у тебя есть сестра, у тебя есть бабушка. Мы будем преследовать твою семью и твой дом. Если не будешь высылать деньги, то с вами будет…, — психологически давил на девочку, которая вложила первые 10 тысяч тенге, потом отправляла еще и еще.
Конечно, мы довели эту ситуацию до родителей. Они рассказали, что до этого из дома пропали около 40-50 тысяч тенге. Девочка настолько была напугана, что даже не помнит, на какой номер отправляла деньги, кому и сколько вложила. Это всего лишь один случай. А таких случаев встречается в мире множество. Есть игры, которые побуждают детей к самоубийству.
При Советском Союзе негативная информация не выходила в новостных блоках. Вот такая была идеология. Негативные новости что-то вроде рекламы. В новостях на переднем крае информации об убийствах, изнасиловании, кражах, хулиганстве разлетаются по всем каналам телерадиовещания, в социальных сетях, уши человека привыкают. Все больше и больше людей не боятся переступить закон, идут на такие шаги, не понимая, куда ведет дорога. Поэтому, если новостная информация, то больше должно быть положительной, чем отрицательной.
Сегодня многие журналисты ходят вокруг негатива. На хорошие мероприятия не приходят, бегут словно соревнуясь, когда где-то, что-то случилось. Если бы мы подавали больше хорошей информации, дети тоже быстро адаптировались бы к ним. Добро приходит, когда ты зовешь хорошее, зло приходит, когда ты зовешь плохое. Детство должно быть наполнено радостью и счастьем, да и не только детство. Одним словом, информации должны быть иными.
Проблемы буллинга, кибербуллинга также широко распространены в школах мира. Что такое буллинг? Это форма агрессии, то есть проявление агрессии с целью причинить боль душе другого человека. Слово «Буллинг» в переводе с английского означает «издевательство». Здесь речь идет не только о физической агрессии, но и о психологическом домогательстве, запугивании, захвате вещей, словесных оскорблениях – все это буллинг. Такие негативные действия могут принимать форму физического контакта, слов или других методов.
А что такое кибербуллинг? Кибербуллинг-это оскорбление или преследование человека в интернете, например, через социальные сети. Если кто-то пишет на сторону другого лица сообщения в виде оскорбительных высказываний, угроз, распространяет о нем непристойные изображения, видеоролики, сплетни или фейки, создает фальшивые аккаунты в социальных сетях, размещает там непристойные фотографии, распространяет личную информацию на других, то это считается кибербуллингом. Любой может подвергнуться кибербуллингу.
Если такая ситуация происходит в жизни школьника, ребенок не должен бояться просить о помощи, не должен стесняться. Ребенок должен помнить, что это не слабость. С этой целью в октябре с участием школьного психолога Айгуль Сергалиевны Абуовой и заместителя директора по воспитательной работе Нуркена Нуриддиновича Куанышбай была проведена разъяснительная работа среди подростков 5-6-7 классов на тему правонарушений, буллинга, кибербуллинга, насилия, наркомании. Там показывали видеоролики, раскрывающие как предотвратить буллинг и кибербуллинг в школе, что делать, как предотвратить. Таким образом, мы пытаемся полностью раскрыть ребенку проблему буллинга, кибербуллинга.
Кроме того, в целях выполнения устава школы, поддержания чистоты и порядка во дворе школы, уважительного отношения к труду учителей и других работников, соблюдения внутришкольных правил на постоянной основе проводится специальная работа. По этому поводу руководители фракций школьного парламента, организации самоуправления проводят совещания с учащимися 8-9-10 классов и рейдовые мероприятия. В ходе рейда отслеживается посещаемость учащихся, полный доступ к учебным пособиям, внешняя форма учебных пособий, соблюдение гигиенических требований, соблюдение школьной формы, наличие смартфонов, имеются ли правонарушения, задержек на занятиях. В целом, мы делаем все возможное, чтобы наши учащиеся получали качественное образование в комфортной среде.
— Прошу вас рассказать о центре «Каусар». Вы его открыли, чтобы дать возможность детям учиться и заниматься рисованием, рукоделием, лепкой…
— «Каусар» — центр для детей с ограниченными возможностями с домашним обучением. Он работает уже два года. В прошлом году в первый класс пришла учиться девочка по имени Каусар. Она по состоянию здоровья получает образование на дому. Каусар является самым молодым предпринимателем Шымкента, хорошо известна в журналистских кругах. Вместе с учителем делают мыло в домашних условиях, затем последовало производство духов, а чуть позже твердые пузырьки без химикатов для ванн. Так начинался проект «Каусар». Центр и по сегодняшний день работает.
Сейчас у нас 29 особенных детей, обучение которых происходит в домашних условиях. Они приезжают в центр и здесь вместе с учителями занимаются рукоделием, а также рисуют, раскрашивают, делают глиняные горшки. Это может улучшить работу мозга детей и помогает им развить мелкую моторику. В результате дети, которые не разговаривают, говорят и медленно раскрываются.
Этих детей мы часто берем с собой в путешествие по музеям, театрам, паркам. Во время прогулок выходим на свежий воздух и поем. Все это расширяет кругозор ребенка, способствует тому, что находится в своей среде, улучшается настроение.
Еще одна хорошая новость заключается в том, что недавно в нашей школе был запущен шахматный кабинет. Открытие шахматного кабинета посетили президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Аркадий Владимирович Дворкович, исполнительный директор Казахстанской шахматной федерации Гульмира Бекзатовна Даулетова, исполнительный директор филиала Казахстанской шахматной федерации в г. Шымкенте Алтын Есиркепова.
Шахматы повышают интеллектуальнве познания детей, развивают логические способности, интеллект, способствуют развитию различных интеллектуальных навыков, таких как стратегическое мышление, планирова-ния, концентрации мысли. Для этого и был открыт шахматный кабинет.
Национальные ценности-вечные маяки нашей нации
— А теперь, наконец-то, скажите, в чем их суть и значимость?
— Есть прекрасные слова Мустафы Шокая «Ұлттық құндылықтардан жұрдай рухта тәрбиеленген ұрпақтан халықтың мүддесі мен мұқтажын жоқтайтын пайдалы азамат шықпайды». Нас, то есть каждого гражданина, у которого есть огонь в сердце, свет в груди, должно волновать воспитание подрастающего поколения, которое с детства должно наполняться знаниями о национальных обычаях и традициях казахского народа.
Давным-давно жили два соседа. Один из них был очень культурным, умным, вежливым человеком, а другой — не очень хорошим человеком, привыкшим ругаться и пакостить. И тут не очень хороший человек стал придираться к соседу, но сосед молчал на все его замечания. В один прекрасный день не очень хороший сосед собирает мусор в доме, складывает в ведро и ставит во двор соседа. Ознакомившись, сосед высыпает ведро с мусором, чистит и моет, наполняя ведро спелыми яблоками, и передает их соседу. Тогда он спрашивает: «Если я принес тебе мусор, то взамен получаю яблоки. Как это понять?» Тогда сосед отвечает: «Каждый делится тем, что у него есть».
А чем мы делимся с нашими детьми. Поэтому в воспитании детей мы должны сначала начинать с воспитания самих себя. В семье должна быть своя роль отца, матери, бабушки и дедушки. К сожалению, сегодня мы запутались в этих ролях.
Национальные ценности — вечные маяки нашей нации. В Европе и в Америке свои ценности. Казахстан не может быть Европой. Потому что у них другой менталитет, а у нас совсем иной. Мы должны стараться показывать другим хорошее в себе, а не удивлять чужое тщеславие. Для этого каждый казах должен любить свою Родину, свою нацию. Любить свою нацию — это не национализм, это национальный дух. Усвоение ребенком национальных ценностей, национальности, патриотизма необходимо начинать с порога школы. И мы вместе должны работать в этом направлении.
— Большое спасибо за интервью! Удачи Вам в работе!
М.ИБРАЕВА
Leave a Reply