«Историческое время значительно ускорилось. Мир интенсивно трансформируется и скорость происходящих изменений поражает», говорится в Послании Президента к народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050». Стремительные изменения в экономике предъявляют людям требования быть способными к постоянным изменениям в сфере деятельности. Если в среднем в 20 веке работник на протяжении всей своей жизни мог быть задействованным в определенной деятельности на одном предприятии, то в 90-х годах прошлого столетия работнику приходилось менять 2 и более сфер деятельности. Современное время ставит каждого перед необходимостью освоить различные сферы труда не менее 6 раз, в противном случае он не будет востребован работодателями, а это скажется на качестве его жизни. В этой ситуации люди с низким уровнем умений обречены на постепенное «вымывание» с рынка труда.
В профессиональной деятельности все большую роль играет информационный и творческий фактор — происходит «интеллектуализация» труда. Постепенно исчезает понятие стабильного профессионального роста или карьеры, сделанной на одном рабочем месте в штате одного учреждения. Одновременно теряет значимость замкнутость профессиональных рамок, их место занимают «плавающие» границы профессий, а образование утрачивает ориентировку на единственную дальнейшую специализацию. Время и научно-технический прогресс рождает новые профессии и квалификации, что, в свою очередь, вызывает необходимость менять подходы к образованию и обучению. Наиболее четко задачи развития образования и обучения в течении всей жизни решаются в ходе реализации двух европейских процессов – Болонского и Копенгагенского, которые имеют встроенные механизмы связи с занятостью и рынками труда.
Болонский процесс предусматривает создание единого европейского образовательного пространства, неотъемлемой частью которого является высшее образование. Исходя из этого, в рамках Болонского процесса было решено перенести акценты с содержания образования на результаты обучения. Результаты обучения предполагается описывать с помощью компетенций, представляющих собой динамичную совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент может продемонстрировать после завершения образовательной программы. При этом помимо знаний, умений и навыков, необходимо приобретение компетенций, которые имеют комплексный характер и включают поведенческий аспект — систему социальных, нравственных и профессиональных ориентиров, позволяющих выпускнику продуктивно и приемлемо для окружающих вести себя в различных ситуациях – профессиональных и в непрофессиональных.
Ключевым инструментом взаимодействия вузов с работодателями выступает обеспечение соответствия образовательных программ профессиональным стандартам как одного из компонентов Национальной системы квалификаций. Квалификационные рамки, в целом, способствуют достижению четырех главных целей высшего образования: подготовка к рынку труда; подготовка к жизни в качестве активного гражданина демократического общества; развитие личности; развитие и поддержание широкой, продвинутой базы знаний. Распространение в образование и на рынок труда Национальной системы квалификаций должно осуществляться через средства массовой информации, образовательные программы, создание филиалов кафедр на производстве и др.
С 2011 года разрабатываются стандарты и программы нового поколения, основанные на компетенциях. В них предусмотрено дальнейшее расширение академической свободы вузов. Стандарты определяют в качестве обязательной по набору дисциплин лишь половину образовательной программы бакалавра, а для программы магистра так называемая «вариативная часть» составляет более 70%. При этом содержательное наполнение второй (вариативной) части образовательной программы становится прерогативой вуза. Этот принцип позволяет вузам разрабатывать новые программы с учетом потребностей рынка труда, научных и образовательных традиций, собственных инноваций, что, в свою очередь, приведет к разнообразию и «здоровой» конкуренции образовательных программ.
Следует отметить, что Болонский процесс и в целом реформирование системы образования до сих пор воспринимается преподавательским сообществом как процесс искусственный, насильственно осуществляемый и «внушаемый» Европой. Несмотря на работу, которая ведется МОН РК, государственными и общественными организациями, действующими в сфере образования, психологическая перестройка, которая полностью обратила бы преподавательское сообщество к «болонским» программам и принципам обучения, идет медленно. Причинами этого являются сомнения преподавателей в том, насколько в новых экономических и исторических условиях они окажутся способными создавать действительно современные образовательные программы — конкурентоспособные, привлекательные для работодателей и обучающихся.
Поэтому одним из ключевых моментов реализации Болонского процесса и Национальной системы квалификаций становится обучение учебно-методического персонала и преподавателей созданию программ, основанных на компетентностном подходе и представленных в кредитно-модульном формате, учитывающих потребности рынка труда и требований Единого Пространства Высшего Образования (ЕПВО).
Национальная рамка квалификаций создает основу для систематизации и признания результатов обучения, способствуют повышению качества и расширению доступности профессионального образования, взаимосвязи и признания квалификаций на рынке труда, а также для реализации стратегии обучения в течение всей жизни. В рамках формирования Национальной системы квалификации 19 сентября 2013 года в г. Астана прошла международная конференция, инициированная министерством науки и образования РК и Центром Болонского процесса и академической мобильности, под названием «Самосертификация Национальной рамки квалификаций Казахстана в контексте социальной модернизации». В работе конференции приняли участие более 140 участников – представителей министерства образования и науки, министерства культуры и информации, министерства сельского хозяйства, министерства защиты окружающей среды, министерства транспорта и коммуникаций, министерства труда и социальной защиты, министерства юстиции, министерства внутренних дел, представители вузов, работодатели, иностранные эксперты.
Среди работодателей участниками конференции стали такие крупные Национальные компании, как «Национальное космическое агентство», «Астана Экспо-2017», «Тау-Кен Самрук», «Казмунайгаз», «Казақстан Темір жолы», «Казахстан инжиниринг» и др. Участники международной конференции, определив приоритеты развития Национальной системы квалификаций в рамках Болонского процесса, обсудив вопросы о роли НРК в формировании профессиональных стандартов и образовательных программ, признают необходимость соотнесения Национальной рамки квалификации Республики Казахстан (НРК РК) с Европейской рамкой квалификацией (ЕРК).
В Казахстане начата работа по подготовке к самосертификации НРК, которая будет проводиться с привлечением зарубежных экспертов в области образования. Результатом работы конференции стала резолюция, в которой участники конференции: считают необходимым развивать Национальную систему квалификаций в соответствии с международным опытом и с учетом особенностей рынка труда в Казахстане; признают, что соотнесение Национальной рамки квалификации РК с Европейской позволит систематизировать существующие квалификации, а также обеспечить прозрачность признания академических и профессиональных квалификаций; считают необходимым ускорить госорганам процесс разработки профессиональных стандартов; рекомендуют вузам начать работу по согласованию образовательных программ с профессиональными стандартами, независимым аккредитационным агентствам по обеспечению соответствия системы гарантии качества образования НРК; считают, что работодателям целесообразно развивать систему независимой оценки профессиональной подготовленности; считают, что соотнесение НРК с ЕРК требует использования результатов обучения на всех уровнях образования; рекомендуют вузам переходить к разработке образовательных программ, основанных на результатах обучения и ECTS; отмечают важность создания Национальной межведомственной рабочей группы, призванной обеспечить качественную информацию о процедурах самосертификации НРК Казахстана.
О роли новых профессиональных стандартов в Национальной системе квалификаций в Республике Казахстан подробно говорит Министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова. В ее интервью газете «Казахстанская правда» (17 октября 2013 года) отмечено, что во «всем мире основной функцией, решаемой профессиональными стандартами, является установка требований к качеству труда, знаниям и умениям, сближение сферы труда и сфера подготовки кадров. Профессиональные стандарты… должны стать основой ля разработки учебных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и выпускников образовательных учреждений». «Чтобы стать конкурентноспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией» говорится в Послании. Мы должны научить наших выпускников и в дальнейшем быть обучаемыми, постоянно овладевать и совершенствовать профессиональные навыки с учетом передовых технологий.
Вузы, внедряющие в свою практику рамки квалификации по различным направлениям подготовки, способствуют эффективной системе продвижения образовательных услуг в рамках региона, страны и на международном уровне. При этом сводится к минимуму система адаптации выпускника в организации, так как в рамках квалификации уже учитываются требования предприятий-работодателей, которые также являются потребителями образовательных услуг, а точнее сказать, такого продукта, как выпускник.
Алма АХМЕТОВА,
проректор по развитию и инновациям ЮКГФА,
к.х.м., доцент,
Алия ИБРАГИМОВА,
начальник УМЦ, к.фарм. н., доцент.
Leave a Reply