Все мы уже знаем, что занятие — это одна из форм организации обучения, которая осуществляется преподавателем в установленное время, с постоянной группой студентов, в ходе которой решаются дидактические, ситуационные задачи обучения, при этом идет воспитание и развитие личности, вытекающие из целей обучения. Но все занятия проводимые в колледже отличаются от занятий в вузе, они по своей структуре и типологии ближе к школьному, причем к уроку комбинированного типа, в котором сочетаются и реализуются функции разных типов уроков, изложение нового материала и закрепление, совершенствование знаний, умений и навыков студентов.
Студент отличается от школьников своей профессиональной направленностью личности, более серьезным отношением к вопросу профессионального и самоопределения, в колледже студенты стремятся «стать взрослым». Нужно отметить, очень разнородный состав студенческих групп по успеваемости (по отдельным предметам и в целом), уровню развития внимания, сформированности общеучебных умений, дифференцированному подходу к изучаемым предметам и преподавателям.
Поэтому основной целью всех преподавателей многопрофильного медицинского колледжа «Авиценна» является формирование профессиональных компетенций студентов, где они одновременно расширяют общеобразовательный кругозор и развивают личностные качества, а также подготовка студентов к продолжению образования в высшем учебном заведении по выбранной специальности. Выбор специальности в ВУЗе связано с развитием необходимых для познавательных процессов как — внимание, память, мышление, а также научить формировать учебные умения, как конспектировать, искать и анализировать информацию, слушать других, выступать с докладом, высказывать свое личное мнение, уметь дискутировать и т.д. При развитии и формировании устойчивой профессиональной мотивации студентов.
В современном мире, чтобы быть конкурентоспособным, необходимо внедрять новые инновационные технологии. В многопрофильном медицинском колледже «Авиценна» работа преподавателя со студентами имеет свои особенности.
Выбор наиболее эффективных методов или методик обучения, которая влияет на подготовку и проведение знятаия.
Одна из особенностей урока в ТиПО, заключается во взаимосвязи профессионального и общеобразовательного компонента обучения. Без уровня общеобразовательной грамотности студенты не смогут овладеть многими теориями и технологиями профессиональной деятельности, поэтому изучение общеобразовательных предметов должно иметь профессиональную значимость. Студенты нашего колледжа понимают, для чего изучается тот или иной общеобразовательный предмет и какое значение это имеет для его будущей профессии, каким образом новое знание будет служить основой на решение им профессиональных задач.
Но нельзя останавливаться на достигнутом, поэтому все преподаватели многопрофильного медицинского колледжа «Авиценна» используют такие виды структур занятия как:
1. Преподаватель все вопросы данной темы излагает в строгом порядке, т.е. преподаватель последовательно располагает учебный материал , которая зафиксированна в рабочей учебной программе, силлабусе и календарно-тематическом плане. Изучение материала происходит постепенно, шаг за шагом, без нарушения предметной логики содержания данного материала с приоритетным изложением вопросов.
2. Модульная структура рассматривается как отдельная тема или раздел. Это единый логический блок, который прорабатывается на занятиях и они связаны между собой определенной логикой и последовательностью, методами преподавания и оценочными средствами.
3. Сам материал имеет свою структуру, разнородный концепт, где учебная информация темы рассматривается с позиции социального, исторического и других подходов, точек зрения.
4. Преподаватель свое занятие по данной тематике разрабатывает на основе одного студента, как однородная деятельность, где использует родственные методы обучения.
5. Во время групповой работы, студенты изучают тему как систему дифференцированного задания, взаимообучения и взаимооценки, сотрудничества в процессе учебной деятельности и при этом получают высокий результат.
6. На практическом занятии, преподаватель студентам дает ситуационное задание, т.е. преподаватель создает образовательную ситуацию — от мотивации до постановки проблем и коллективного ее обсуждения и решения.
7. Преподаватель своютраекторию обучения строит на основе индивидуального задания, который творчески выполняется во время занятия и во внеурочное время. При этом преподаватель обращает большое внимание на самостоятельную работу студента (СРС) в процессе решения учебно-познавательных проблем и его разрешение.
Для активизации познавательной деятельности студентов на занятиях преподаватели нашего колледжа используют следующие, наиболее распространенные способы и приемы:
— при изучении материала, преподаватели стараются студентам раскрыть тему, раздел, весь материал урока, который определяет место данного учебного материала в общей системе знаний и показывает его значение при изучении последующего материала.
— на занятиях используют межпредметную связь, которая помогает систематизировать данный материал и установить связь. При этом студенты видят способы применения знаний и у них появляется желание их пополнить.
— преподавательна занятии делает подбор информации, т.е. усложняет учебный материал и при этом делает подбор, таким образом, чтобы он был трудным, но и в то же время посильным. Все знают, что очень простой и очень сложный материал не вызывает интереса у студента. Поэтому преподаватель усложняет свой материал за счет теоретического обоснования явлений или процессов.
— материал в учебнике постепенно устаревает, поэтому необходимо постоянно показывать студентам современные научные достижения (тем более,что медицина не стоит на одном месте), предоставляя при этом новую информацию, полученную в спец журналах, на выставках, по интернету и т.д.
— если постоянно использовать разнообразные формы и методы приемов обучения, как студентам так и преподавателям быстро надоедает. Поэтому преподаватель должен предусмотреть на занятиях смену видов учебной деятельности каждые 10-15 минут.
— студенты не должны привыкать делать только то, что им интересно. Если исчезнет занимательность у студентов, то может совсем пропасть весь интерес. Нужно, чтобы студенты понимали, что в жизни много приходится делать обязательных действий без непосредственного интереса.
8. Преподаватели нашего колледжа для повышения эффективности усвоения материала используют разнообразные средства обучения, в первую очередь, наглядные, а также муляжи и тренажерные технические средства на 15-30% при поддержании устойчивого внимания и интереса. Наглядность, применяемая в нужный момент занятия соответствует с поставленной задачей.
9. Вопросы самому себе и ответы на них, т.е. «логические вопросы», этот прием можно использовать для разнообразия процесса изложения и при этом этот прием хорошо привлекает внимание студентов .
10. Преподаватели колледжа перед студентами ставят постановку вопросов по ходу изложения материала. Этими вопросами преподаватель как бы вовлекает их в процесс изложения. Поэтому преподаватель ставит определенную цель при обучении постановки вопросов:
— научить студентов уметь выслушивать ответы своих сокурсников, а также уметь задавать вопросы на воспроизведение пропущенного или исправления;
— уметь давать задания студентам и ставить вопросы к материалу учебника или конспекту лекции.
11. Во время занятий необходимо преподавателю научить студентов правильно применять темпы работы, т.е. слишком замедленный темп у студентов способствует рассеянию внимания, снижается его активность, а уж слишком быстрый темп также неблагоприятен, так как большинство студентов не успевают следить за мыслью студента, при этом теряется темп выполнения задания, появляется утомляемость, отставание и отключение от работы.
12. В конце выступления студента, преподаватель совместно со студентами должен проводить краткий итог каждого вопроса изложения.
13. Преподаватель должен обучить студентов правильно излагать материал в живой манере, где исключается монотонность. А также преподаватель учит студентов при изложении материала выделять голосом разные части материала. При этом должна быть умеренная и уместная мимика и жестикуляция.
14. Преподаватель при объяснении нового материала, ему целесообразно перемещаться по аудитории. А вот сидеть преподавателю во время объяснения нового материала — плохо.
15. Преподаватели клинических дисциплин колледжа используют опережающие домашние задания, т.е. на весь раздел, как теориетического, так и практического домашнего задания на выбор студентам, дифференцированые домашние задания, домашние задания с использованием всех ресурсов включая Интернет.
Преподаватель в праве выбирать, где и когда использовать перечисленные приемы, в каких сочетаниях применять, сообразуясь с условиями работы, содержанием учебного материала, группу студентов, собственного опыта и т.д. В этом и заключается педагогическое мастерство преподавателя, который постоянно совершенствуется, непосредственно повышает свою квалификацию и расширяет свой педагогический и методический опыт, а также адекватно использует его для достижения целей обучения, воспитания и развития высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов среднего звена.
Использованные литературы:
1. В.В.Краевский, Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб, пособие. — М.: Академия, 2007.
2. Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2012 годы. — Астана, 2008.
3. Г.К.Селевко. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. — М.: НИИ школьных технологий, 2005г.
Л.У.УМБЕТАЛИЕВА
Заместитель директора по учебной работе Многопрофильный медицинский колледж «Авиценна» г.Шымкент
Leave a Reply