Школа-один из важнейших этапов в жизни каждого человека. Это не только место для обучения, но и уникальная среда, в которой формируется личность, где приобретаются жизненные ценности и навыки. Руководитель специализированной школы-гимназии для одаренных детей №90 г. Шымкента Арман Шымбайұлы Орынбеков в беседе с журналистом рассказывает не только о достижениях в работе, но и о глубоком понимании отношения общества к знаниям.
— Арман Шымбайұлы, для начала предоставьте полную информацию о школе.
— Специализированная школа-гимназия для одаренных детей №90 открыта 6 сентября 2012 года в микрорайоне «Асар», возведенном в рамках программы «Нұрлы көш». 98 процентов контингента школьников-дети соотечественников, переселившихся из соседних государств (Узбекистан, Туркменистан, КНР и др.). Данное образовательное учреждение впервые получило статус общеобразователь-ной средней школы-гимназии в августе 2020 года, специализированной школы-гимназии для одаренных детей в декабре того же года.
Главным приоритетом является качественная организация учебного процесса. Учителя полностью сертифицированы в рамках обновленного содержания образования. В здании 67 учебных кабинетов, оборудованных современными специализированными кабинетами STEM, биологии, химии, физики и лингафонными кабинетами для английского и русского языков. Все кабинеты обеспечены компьютерами, подключенными к интернету.
Конечно, безопасность жизни ребенка также в центре внимания. С этой же целью у входа установлены турникеты, которые распознают черты лица человека. В учебных кабинетах, помещениях школьного коридора, спортивных залах, столовой размещены устройства видеонаблюдения. Родители могут наблюдать за своими детьми с помощью специального приложения на смартфонах.
Спонсоры участвуют в озеленении школьного двора. В частности, во дворе посажено 3000 фруктов, декоративных деревьев, около 3000 роз, около 500 тюльпанов. Традиционной стала организация мероприятия по прививке деревьев «Мое дерево растет вместе со мной». В школе создан уголок живой природы, где мы содержим голубей, кроликов, павлинов, египетских цыплят, а также ведутся работы по разведению фазанов и перепелов.
— Как руководитель, вы поддеживаете инициативы Министерства просвещения РК по реализации Единой воспитательной программы.
— Специализированная школа-гимназия для одаренных детей №90 города Шымкента работает на основе «Единой воспитательной программы», утвержденной приказом министерства от 30.07.2024 года за №194. Единая воспитательная программа реализуется на основе 6 проектов: 1. независимость и патриотизм; 2. единство и солидарность; 3. справедливость и ответственность; 4. закон и порядок; 5. трудолюбие и профессиональная квалификация; 6. созидание и новаторство.
Если конкретно остановиться на проектах, то их можно озвучить: 1. проект «Қамқор». Цель-популяризация ценностей через реализацию социальных проектов; 2. проект «Еңбегі адал-жас өрен». Цель-повышение интереса обучающихся к различным профессиям и популяризация ценностей через идею трудолюбия; 3. проект «Smart bala». Цель-популяризация ценностей через конкурс инновационных проектов; 4. проект «Шабыт». Цель-популяризация ценностей через раскрытие творческого потенциала обучающихся; 5. проект «Ұшқыр ой алаңы». Цель-развитие языковых навыков и популяризация ценностей посредством тематического обсуждения; 6. проект «Детская библиотека». Цель-формирование интереса к чтению и получению знаний;
Данные проекты реализуются по специально утвержденному плану. В частности: по проекту «Қамқор»: Волонтерская деятельность «Служение обществу». Экологическая акция «Час Земли». Экочеллендж «Посадка деревьев выпускниками». Акция «Заботимся о природе». По проекту «Еңбегі адал-жас өрен»: Ярмарка «Осенний асар». Мир профессий. Публикация в социальных сетях школы. Конкурс «Марафон профессий». По проекту «Шабыт»: Челлендж «От учителя к мудрости». Выставка «Национальная культура». Фестиваль военно-патриотической песни «Жас Сарбаз». «Школьный театр». Челлендж «Ладонь матери». Фестиваль «Әншуақ». Концерт и выставка «День домбры». По проекту «Ұшқыр ой алаңы»: Интеллектуальные игры, дебаты. По проекту «Smart bala»: Конкурс «Startup». Конкурс «Первый шаг к изобретательству». По проекту «Детская библиотека»: Литературный вечер, книжная ярмарка, конкурс книжных героев. Акция «Оборот книг». Челлендж «Подари книгу от души!».«Национальная игра-сокровище нации»-организация досуга обучающихся в игровой форме во время перерыва — асык, тогызкумалак, бес тас и др. Просим родителей ежедневно уделять 30 минут и беседовать с детьми о поведении и нравственности. «Экономное потребление»-формирование бережного отношения к природным ресурсам (воде, энергии и т. д.). С помощью памяток, инструкций и листовок как можно бережно относиться к природным ресурсам (воде,энергии и т.д.). И «Кюй» — использование кюя вместо звонка, а также организованное прослушивание особого кюя во время большой паузы.
— Как вы контролируете уровень знаний учащихся и исправляете пробелы в знаниях?
— Образование-это глубоко укоренившаяся ценность, результат которой не проявляется ни в один день, ни в один год. С момента открытия в 2012 году специализированной школы-гимназии для одаренных детей №90 особое внимание уделяется качественной организации учебного процесса. Ежеквартально в соответствии с планом внутришкольного управления и контроля ведется комплексная работа по административному контролю работы.
Из заданий, составленных на основе спецификации, членами экспертной группы, состоящей из опытных педагогов и лучших учителей республики, составляются задания административного контроля, состоящие из 2-х вариантов. Учителя-предметники не участвуют ни в получении, ни в проверке контрольной работы. После проверки экспертной группой производится мониторинг, что способствует реальной, справедливой оценке и повышению качества знаний.
Кроме того, в школе есть много возможностей для развития учащихся по профилю, различным способностям и практической работой. Чтобы способствовать развитию двух полушарий головного мозга посредством письма двумя руками, в воспитательных часах проводится 15-минутная тренировка. На особом месте — пропаганда творчества Абая. Каждую неделю по четвергам о творчестве Абая рассказывают дети. Оттачивают знания, умения и учителя. Во время осенних каникул проходит внутришкольная педагогическая олимпиада.
— Сегодня актуальной остается проблема буллинга, кибербуллинга.
— Эти явления оказывают существенное влияние не только на психологическое и эмоциональное здоровье детей, но и на их успеваемость, самооценку и качество жизни в целом. Среди детей, подвергшихся буллингу, могут возникнуть депрессия, беспокойство, страх ходить в школу и суицидальные мысли.
Еженедельно на классном часе согласно реализации комплексного плана Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2023 года №748 по защите детей от насилия, предотвращения самоубийств и обеспечению их прав и благополучия на 2023-2025 годы, классные руководители проводят уроки безопасности по 10 минут. К задачам этих занятий относятся: повышение осведомленности о мерах защиты для личной безопасности; развития навыков самообороны и формирование ответственного поведения; психологической подготовки и социальной компетентности. В то же время, как профилактические меры, разработаны проекты «Безопасный шаг в цифровом мире». «Защита от буллинга! Здоровый подход к игре». «Здоровый шаг к жизни». «Безопасное общество». Организовываются различные мероприятия на темы по информационной безопасности. Кроме того, приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 декабря 2022 года №506 в целях профилактики буллинга и кибербуллинга разработан план работы «ДосболLIKE».
— Самый простой способ привлечь ребенка к книге-заинтересовать его.
Вы, как руководитель школы, как вы считаете, что нужно сделать, чтобы дети дружили с книгой, а не со смартфоном?
– «Дети, любящие читать книги, имеют богатый словарный запас, много знаний в разных областях, высокую успеваемость в школе, преуспевают в жизни, не прибегают к нарушениям, становятся дисциплинированными и воспитанными», – отмечают исследователи. С этим мнением я тоже согласен. Самый простой способ привлечь ребенка к книге – заинтересовать его. Ребенок, увлеченный книгой, сам увлекается чтением.
В соответствии с поручением Главы государства Касым-Жомарта Токаева на Национальном Совете общественного доверия МОН утвержден проект «Школа, жаждущая обучения». В рамках проекта «Читающая школа» составили список куда вошли книги лучших классиков страны, шедевры зарубежной мировой литературы, переведенные на родной язык, а также книги современных поэтов и писателей.
Действительно, несмотря на то, что вопросы обучения чтению в образовании всегда важны, задача развития читательской грамотности – это новая сфера для современной школы, реализующая государственный образовательный стандарт РК. Грамотность чтения считается одним из важнейших показателей подготовки к жизни в современном обществе. Культура обучения обязательна для успешного изучения учащимися точных и естественных наук, трудового обучения и физической культуры, а также других предметов.
Чтобы дети дружили не со смартфоном, а с книгой, мы также стараемся пробудить интерес к ним, организуя поездки в различные библиотеки, встречи с известными личностями, поэтами и писателями. На дебатах, к примеру, победителям вручаем призы. Для классов, занявшим призовые места, организуются экскурсии по историческим местам. Традиционными становятся конкурсы чтения книг, по итогам которых награждаются учащиеся.
В целях привлечения читателей в школьную библиотеку в рамках проекта «Читающая школа» будет организована акция «Читай книгу 20 минут». В течение года в библиотеке проводятся различные мероприятия, посвященные памятным календарным датам, творчеству юбилейных поэтов и писателей. В рамках тематической книжной выставки, акции «Одна страна-одна книга» пройдут читательская конференция, вечер литературной поэзии, познавательные часы. В результате проведения такой информационной работы повышается активность посещений библиотек детьми.
Сегодня чрезмерная зависимость детей от смартфонов становится главной бедой современного общества. Мы хотим, чтобы дети держались подальше от смартфона, по крайней мере во время занятий. Для этого, согласно правилам внутреннего распорядка школы, школьникам и учителям запрещено пользоваться мобильными телефонами во время занятий.
— Затронем и тему квалификации учителей.
— Повышение профессиональной квалификации очень важно для любого специалиста. В развитых странах очень часто, даже ежегодно, проводится работа по повышению квалификации. В нашей стране государственная поддержка учителей растет с каждым годом. Растет заработная плата, увеличивается количество часов, создаются условия для взаимодействия с учащимися, их родителями.
В этой связи Министерство просвещения РК приступило к повышению квалификации педагогов один раз в три года. Учителя тесно сотрудничают с компетентными организациями по повышению квалификации. Помимо преподавания курсов, для повышения квалификации педагогов организуется система работы в профессиональных сообществах, участие в конференциях, посещение занятий лучших педагогов и других форм профессионального развития коучинг, вебинар, тренинг, круглые столы.
Молодые специалисты, только что окончившие учебу и вновь поступившие на службу, должны пройти обучение по квалификации. Потому что для специалиста без опыта это очень важно. Сколько лет учителю, столько лет нужно повышать квалификацию, ведь с каждым годом меняются учебники, методы обучения. Поэтому надо все перечитывать и переучивать. Это правда, что новые технологии, новые инновации-все это движет человеком вперед.
Согласно последнему решению Министерства просвещения, необходимость повышения частоты прохождения курсов повышения квалификации не реже одного раза в три года основана, прежде всего, на принципах концепции непрерывного развития педагогов, надежных результатах ведущих стран образования, научных теориях в области педагогики, международных мониторинговых исследованиях.
— Каковы меры профилактики правонарушений учащихся? Что делается по этому поводу?
Да, в целях реализации Закона РК от 9 июля 2004 года №591 «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и профилактике безнадзорности и беспризорности детей» в организациях образования организуются совместные мероприятия с сотрудниками правоохранительных органов, в том числе встречи, онлайн обсуждения, опросы, видеоматериалы и др. Есть приказ министерства от 3 марта 2023 года №61, где говориться, что основанием для внутришкольного учета ребенка являются: академическая неуспеваемость, семейный дискомфорт, безнадзорность, бездомность, бродяжничество, попрошайничество, грубое или неоднократное нарушение Устава школы и правил внутреннего распорядка школы, систематическое неучастие в занятиях без уважительных причин, административное совершение правонарушений, психически активная, употребление токсичных веществ, наркотических средств, спиртных напитков, курение, игровая и интернет-зависимость, лудомония, участие в негативных неформальных детско-молодежных группах и объединениях, негативных молодежных субкультурах, следование религиозным течениям и радикальным взглядам. В случае выявления в школе учащихся, соответствующих этим основаниям, внутришкольная профилактическая группа ведет учет учащегося, за ним закрепляется личный наставник, проводится профилактическая индивидуальная и коррекционная работа.
— Успеху школы способствуют квалифицированные учителя. Как осуществляется связь между школой и родителями?Учитывается ли мнение родителей?
-В начале года был открыт центр педагогической поддержки родителей, сформирован индивидуальный план клуба «Школа мудрости», где родителям предоставляются необходимые консультации. Кроме того, будут организованы челлендж «Семья-Золотая колыбель воспитания», неделя «Семейных традиций», посвященная Дню семьи, акция «День защиты детей», мастер-классы на темы: «Завещение от деда», роль отца в воспитании детей.
Один раз в месяц проводится День открытых дверей для родителей. Родители могут посещать занятия, следить за уровнем знаний своих детей, консультируясь с учителями-предметниками, как улучшить успеваемость и найти пробелы. То есть, налажено сотрудничество триады «школа – ученик – родитель».
-Остановитесь на достижениях школы-гимназии №90.
– С 2012 года 88 выпускников получили нагрудной знак «Алтын белгі», 82 — «аттестат с отличием». На сегодня обладателей государственных грантов превысило 1000, выходим в тройку лучших по показателям. В соответствии с приказом МОН РК №514 и планом РНПЦ «Дарын» призерами стали более 500 учащихся по олимпиадам городского уровня, научным проектам, различных интеллектуальных конкурсов.
Как учитель истории я стал победителем республиканского конкурса «Лучший педагог-2019», вошел в десятку лучших, принял участие в отборочных этапах конкурса «Учитель мира -2020», «Учитель мира-2021» в Лондоне, первым получил почетное звание «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы» в городе Шымкенте. Являюсь автором около 25 методических пособий, учебников, более 15 научно-методических статей.
В школе немало учителей, которые стали разработчиками и экспертами тестовых заданий Национального центра тестирования, принимали участие в проведении экспертного анализа учебников на республиканском уровне, были в составе жюри различных конкурсов и олимпиад, участвовали в республиканских, городских семинарах, конференциях. В частности, учитель биологии С. Анарбаева, учитель химии А. Каыкбаева, учитель истории А. Табылдиева, учитель географии Ж. Ширманова, учитель английского языка А. Амирова, учителя математики Е. Шокеманов и Е. Айдарбеков – разработчики и эксперты Национального центра тестирования.
На данный момент хотелось бы отметить учителей начальных классов – особой профессии среди педагогических специальностей. В работе по формированию у ребенка первого шага, повышению мотивации к знаниям, пробуждению стремления к обучению большой заслуга учителей начальных классов Е. Рсмбетова, С. Уристемовой, А. Бекжановой, г. Тургумбаевой, М. Джаксибаевой, А. Каныбековой, Г. Шертаевой.
В школе также работают вокальные, хоровые кружки, хореография, обучающая танцам, кружки, обучающие сценическому представлению и приобщающие к ремеслу. В настоящее время более 500 школьников уже заняли призовые места в городских, республиканских конкурсах. Акцентируем внимание на пропаганде здорового образа жизни, развитии массового спорта.
В целом, на пути к успеху любой школы лежит почерк лучших учителей, обладающих высокой профессиональной квалификацией. Это специалисты, которые играют ключевую роль в обучении, развитии навыков и становлении личности учащихся. Квалификация, усердие и общие методы обучения педагогов напрямую влияют на успех школы. Благодаря совместной работе мы сегодня достигаем этого уровня. Впереди еще много мужиков. Поэтому на пути к знаниям мы должны упорно и неустанно трудиться.
— Арман Шымбайулы, большое спасибо за беседу!
М.ЫБЫРАЙ
Leave a Reply