Литературное и культурное наследие-это отражение духовного богатства и исторического опыта народа, сложившегося с прошлых веков. Оно сохраняет мировоззрение, ценности, образ жизни, обычаи и традиции нации и передает их последующим поколениям. Такое наследие как неотъемлемая часть человеческой цивилизации играет особую роль в формировании национальной идентичности страны. То, что мы здесь называем литературным наследием-это народное словесное искусство, хранящееся в письменной или устной форме. Казахская литература является великим наследием, внесшим большой вклад в мировую культуру.
Пламенные псалмы Махамбета Утемисова, философские стихи и слова назидания Абая Кунанбаева, эпопея Мухтара Ауэзова «Путь Абая»-сокровища духовного богатства нашего народа. Через них мы понимаем общество, быт, мечты, духовные ценности людей прошлого. А культурное наследие-это совокупность материальных и нематериальных ценностей. В его число входят памятники архитектуры, музыкального искусства, народных промыслов, обычаев и традиций. Например, казахская юрта, домбра, традиции кумыса-это культурное наследие, определяющее национальную идентичность нашего народа.
Сегодня сохранение культурного наследия-задача не только государства, но и каждого гражданина. Программы ЮНЕСКО по охране культурного наследия направлены на обеспечение сохранения этого наследия во всем мире. В современную эпоху глобализации сохранение литературного и культурного наследия особенно важно. Ведь в современной культуре существует риск утраты национальной самобытности. Изучение и популяризация исторического наследия нации-эффективный способ привить в сознание подрастающего поколения патриотический дух и уважение к своей культуре.
Литературное и культурное наследие – это золотой мост, соединяющий прошлое и будущее нашего народа. Сохраняя и модернизируя его, мы можем укрепить нашу национальную идентичность и определить свое место в мировом сообществе. Это гражданский долг каждого из нас. Популяризация литературного и культурного наследия казахского народа, укрепление духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения-одно из основных направлений в сфере образования страны.
В связи с этим в средней общеобразовательной школе №30 имени Ораза Жандосова города Шымкента был организован ряд культурно-просветительских мероприятий, направленных на расширение познавательного кругозора учащихся и привитие им национальных ценностей.
Книжная выставка, посвященная 130-летию Бейимбета Майлина
В школьной библиотеке была организована книжная выставка «Бейимбет Майлин-классик казахской литературы»,посвященная130-летиювыдающегося представителя казахской литературы, писателя Бейимбета Майлина. На этой выставке были представлены книги и сборники рассказов писателя, а также проведен обзор его творчества. Главной целью мероприятия было расширение знаний учащихся о классике казахской литературы, знакомство с жизнью и творчеством писателя, пробуждение патриотических и нравственных качеств.
Бейимбет Майлин-один из основоположников казахской прозы. Известный писатель в своих произведениях рассказывал о несправедливости в жизни и тяжелом быте трудолюбивого народа. Он-выдающийся писатель, занимающий особое место в Золотом фонде казахской литературы. В своих произведениях писатель подробно описал реальную жизнь казахского народа, быт простых трудящихся, их внутренний мир. Произведения Беимбета ценны своим звучанием против несправедливости и неравенства в обществе, а также отражением духовных ценностей казахского народа.
Акция «20 минут для чтения книг»
В рамках проекта «Школа, жаждущая учиться» в средней школе №30 имени Ораза Жандосова библиотекарь Т.П. Игнатьева познакомила учащихся 1«Г» класса со сказкой писателя В.Одоевского «Мороз Иванович». Через героев сказки ребятам стало понятно, что означают честность и трудолюбие. Во время урока учащиеся проявили интерес к литературе, погрузившись в мир зимней сказки, пытаясь понять идею сказки. А детишкам из 1«Б» класса по инициативе библиотекаря прочитали книгу «Добро за добро» и обсудили ее содержание. Учащиеся поделились своими мыслями на темы добра, благотворительности и уважения. Мероприятие имело большое воспитательное значение, сформировало отношение детей к добру и доброте.
Библиотекарь Н.П. Игнатьева также организовала для учащихся 1 «Г» класса литературную викторину по сказкам К.Чуковского. Это мероприятие способствовало более глубокому пониманию содержания произведений. Учащиеся узнали героев, ответили на вопросы викторины, проверили свои знания. В целом, такие литературные викторины являются эффективным способом развития творческих способностей детей и повышения их интереса к литературе.
Она расширяет кругозор учащихся и способствует совершенствованию навыков коллективной работы, позволяют проверить знания детей в игровой форме, что делает обучение увлекательным и легким.
Во время литературной викторины дети начинают узнавать о новых авторах и персонажах, отвечая на вопросы об определенных книгах, сказках или произведениях. Отвечая на вопросы, дети вспоминают содержание произведений и обобщают свои мысли. Это поможет им развить память и логическое мышление. Кроме того, через обсуждение литературных сюжетов и поступков героев формируется критическое мышление.
Литературные викторины могут проводиться не только в формате вопросов и ответов, но и в виде ролевых игр, творческих заданий. Например, если детям поручено говорить от имени определенного персонажа или придумывать сказку, у них разовьется воображение и творческие способности. Во время викторины дети практикуются в устной или письменной форме. Это может обогатить их словарный запас и улучшить их языковые навыки. А командные викторины учат детей работать вместе, делиться своими мыслями с другими и прислушиваться к мнению коллег. Это формирует их способность общаться и взаимное уважение. Не следует забывать, что литературные викторины-это увлекательное и полезное занятие, которое мотивирует детей к чтению, размышлениям и коллективной работе. Она пробуждает любовь детей к литературе и способствует их всестороннему развитию. Благодаря таким играм дети не только укрепляют свои знания, но и обогащаются в культурном плане.
Челленджи, связанные с чтением книг в школе, также приносят большую пользу развитию ребенка. Прежде всего, они помогают улучшить навыки чтения. Регулярно читая книги, ребенок учится читать быстро и с пониманием, обогащает словарный запас и привыкает к более глубокому пониманию текстов. Кроме того, чтение развивает творческое мышление ребенка, расширяет его воображение и стимулирует к поиску новых идей и решений. Такие вызовы также повышают чувство ответственности ребенка, поскольку он пытается выполнить задачу в течение определенного периода времени. Читая книги разных жанров, ребенок получает возможность расширить свое мировоззрение и понять и проанализировать различные темы.
Также челленджи способствуют повышению самооценки ребенка, так как достижение определенной цели дает ему уверенность. В целом, эти меры могут повысить интерес к обучению и знаниям. По инициативе «Школьного парламента» и организации самоуправления средней общеобразовательной школы №30 имени Ораза Жандосова был организован челлендж на тему «Моя любимая книга». Целью данного мероприятия было приобщение учащихся к чтению, пропаганда лучших отечественных и мировых литературных произведений, развитие читательской грамотности. В ходе челленджа учащиеся презентовали прочитанные книги, проанализировали произведения, показали творческие способности.
Литературный вечер, посвященный 135-летию Жусупбека Аймаутова
Литературный вечер в школе дает учащимся ряд важных преимуществ для всестороннего развития. Во-первых, такие мероприятия повышают интерес учащихся к литературе и позволяют глубже понять художественные произведения. Они развивают аналитическое мышление, обсуждая персонажей и события в прочитанных произведениях. Во-вторых, литературные вечера способствуют совершенствованию творческих способностей. Учащиеся учатся творческому мышлению, раскрывая свои таланты, читая стихи, создавая сценические представления или выступая с докладами о жизни авторов.
В-третьих, такие мероприятия развивают коммуникативные навыки. Во время вечера учащиеся учатся работать в группах, свободно выражать свое мнение, выступать на публике и слушать друг друга. Это укрепляет их уверенность в себе. Литературные вечера также способствуют духовно-культурному развитию учащихся, формируя в них эстетические чувства и ценности добра. Они близко знакомятся с богатым наследием казахской и мировой литературы, повышают уважение к культуре своей страны. С этой целью в средней общеобразовательной школе №30 им.Ораза Жандосова среди учащихся 9 «А» класса прошел литературный вечер «Халқым деп соққан жүрегі, қазаққа туған ұл еді», посвященный 135-летию Жусупбека Аймаутова. Учащиеся познакомились с творчеством поэта, обсудили его литературное наследие. Благодаря этому мероприятию учащимся было предложено показать духовный мир поэта и пропагандировать благородное наследие нашей национальной культуры.
Жусупбек Аймаутов-выдающаяся личность, внесшая неоценимый вклад в развитие казахской литературы и культуры. Он известен не только как писатель, но и как педагог, драматург, переводчик и предвестник духовности нации. Его творческое наследие занимает особое место в Золотом фонде современной казахской литературы. Жусупбек Аймаутов родился в 1889 году в Баянаульском районе Павлодарской области. Его детство было тесно связано с обычной жизнью в казахской деревне. Жусупбек с раннего возраста отличался страстью к знаниям и учился в сельской школе. Позже он получил образование в Семипалатинской учительской семинарии и начал преподавательскую деятельность. Приход Жусупбека Аймаутова к литературе совпал с периодом, когда казахский народ сопротивлялся колониальному угнетению и стремился к духовной модернизации. В своих произведениях он поднял политико-социальные проблемы казахского общества, бремя колониализма, важность образования и культуры для будущего нации.
Одно из самых известных произведений Аймаутова — роман «Қартқожа» (1926).В этом произведении описаны последствия национально-освободительного восстания 1916 года и тяжелая судьба казахского народа. А Роман «Акбилек»(1928)-глубоко раскрывает нравственные, духовные проблемы общества через судьбу казахской женщины. Кроме того, Жусупбек основал казахскую драматургию, написал пьесы «Шернияз», «Ел қорғаны». Эти произведения пробудили национальный дух и открыли путь к развитию нового жанра на казахской сцене.
Аймаутов-не только писатель, но и квалифицированный педагог. Он глубоко осознал необходимость современного образования и воспитания казахской молодежи и написал несколько учебных пособий. Его работа «лидер в воспитании» — один из первых шагов к развитию национальной педагогики и психологии. Жусупбек Аймаутов выразил поддержку идеям движения Алаш и выступил на пути к независимости нации и рухани жаңғыру. Он работал в журнале «Абай», газете «Қазақ», писал статьи, поднимавшие важные вопросы общества. В 1930-х годах в связи с усилением советской политики Жусупбек Аймаутов был арестован по ложному обвинению в «национализме» и приговорен к расстрелу в 1931 году. Его имя было оправдано только в 1988 году, и его наследие начало пересматриваться.
Творчество Аймаутова-вершина казахской литературы и культуры. Поднятые им темы и идеи не утратили своей актуальности и сегодня. Его романы, пьесы, переводы и публицистические произведения передавались из поколения в поколение, способствуя культурно-духовному развитию казахского общества.
Жусупбек Аймаутов-обладатель редкого таланта, который смог глубоко понять реальность своей эпохи и передать ее в художественной форме. Его труды проложили путь к духовному возрождению и становлению национального сознания казахского народа. Наследие Аймаутова остается источником духовного богатства независимого Казахстана.
Школа №30 им. О.Жандосова твердо шагающая в будущее: раскрывает таланты и способности учащихся
Средняя общеобразовательная школа №30 имени Ораза Жандосова – это учебное заведение, целью которого является качественное образование и сознательное воспитание подрастающего поколения. Школа получила свое название, благодаря выдающемуся политическоиу деятелю ХХ века, просветителю Оразу Жандосову, который многое сделал для будущих поколений. Здесь созданы условия для всестороннего развития учащихся с использованием современных образовательных программ и инновационных методик. Трудится высококвалифицированный преподавательский состав, который ведет работу, направленную на раскрытие талантов и способностей каждого ученика.
Материально-техническая база школы позволяет развивать творческий потенциал учащихся, потому как есть современные кабинеты, библиотека, спортзал, классы, оснащенные IT-технологиями. Кроме того, в школе большое значение придается воспитательной работе. На постоянной основе организуются патриотическое воспитание, культурные мероприятия, спортивные соревнования, создаются условия для активности и духовного развития учащихся.
Средняя общеобразовательная школа №30 имени Ораза Жандосова – это не только место образования, но и очаг ценностей, формирующих гражданскую позицию учащихся и укрепляющих их веру в будущее. Сегодня выпускники школы плодотворно трудятся в различных сферах экономики страны. Школа стала учебным заведением, достойно выполняющим свою задачу, добившимся определенных успехов в образовании и воспитании, твердо шагающим в будущее. Мы уверены, что это учебное заведение по-прежнему воспитывает много талантливых детей и вносит свой вклад в светлое будущее нашей страны.
Leave a Reply