Проведен семинар по повышению функциональной грамотности обучающихся

В соответствии с планом работы Методического центра г. Шымкента на базе школы-лицея №77 им. А.Аскарова проведен городской практический семинардля учителей географии по повышению функциональной грамотности обучающихся.Цель семинара-формирование содержания и методов обучения для повышенияфункциональной грамотности обучающихся и качества образования.

В ходе семинара, организованного методистом Методического центра Р.Аульбаевой,преподавателишколы-лицея №77 им.А.Аскарова З.Р.Тойтанова, Г.Нуртай, К.Алимбаева, А.Муслимова продемонстрировали эффективные современные методы и приемы, применяемые при повышении качества образования обучающихся на практических открытых занятиях.

В результате участники семинара провели обратную связь по заданным открытым урокам, дали рекомендации, ознакомились с востребованными в современном обществе профессиональными новшествами, обсудили лучшие уроки, изучили эффективные педагогические методы, а также обменялись мнениями и выразили благодарность. В мероприятии приняли участие учителя географии средних общеобразовательных учреждений. В общей сложности 85 учителей получили большой опыт.

В целом, формирование содержания и методов обучения при повышении функциональной грамотности обучающихся и качества образования — это одна из главных целей современной системы образования. Для эффективной организации этого процесса можно учитывать следующие шаги:

  1. Развитие функциональной грамотности. В этом направлении необходимо связывать содержание дисциплин с реальностью, готовить задачи на примерах из практики (например, решение задач на жизненных примерах), развивать у учащихся способности к критическому мышлению, анализу информации и принятию решений.
  2. Обновление содержания обучения. При этом следует применять методы модернизации содержания образования, отвечающие современным требованиям, интеграции направлений STEM, STEAM, внедрения новых методических пособий (цифровые ресурсы, интерактивные инструменты).
  3. Совершенствование методов обучения. Методы интерактивного обучения: работа с проектами, дискуссии, проблемное обучение.

Дифференцированный подход: учет индивидуальных особенностей учащихся;

Практико-ориентированное обучение: лабораторные работы, эксперименты, практические занятия.

  1. Оценка качества образования.

Применение диагностических методов для объективной оценки качества;

Сравнение достижений обучающихся в соответствии с международными стандартами (например, PISA, TIMSS);

Развитие самооценки и взаимооценки.

  1. Профессиональное развитие учителей.

Важную роль играет и освоение учителями новых методов и технологий. Для этого необходимо:

Организация курсов повышения профессиональной квалификации.

Создание условий для применения современных педагогических технологий.

Данные меры будут способствовать повышению качества образования и обеспечению эффективности развития функциональной грамотности обучающихся.

В целом, функциональная грамотность учащегося — это его способность применять знания, полученные в школе, в повседневной жизни. Она включает в себя эффективную реализацию учащимися учебных, письменных, математических, естественных, информационных и финансовых навыков. Функциональная грамотность позволяет учащемуся решать проблемы в конкретных жизненных ситуациях, адаптироваться к окружающей среде и достигать личных целей.

Учащийся, достигший функциональной грамотности, приобретает способность находить решения различных ситуаций, которые могут возникнуть в нормальных условиях жизни при обучении в школе, в основном, быть обладателем знаний уровня, способного реализовать прикладные знания. В целом функциональная грамотность является главной опорой, способствующей становлению личности учащегося.

Здесь следует отметить, что понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в документах ЮНЕСКО в конце 60-х годов прошлого века, а затем вошло в повседневную жизнь исследователей. Функциональная грамотность в широком определении отражается как способ социальной ориентации личности, объединяющий связь образования с многогранной деятельностью человека, а также становится одним из основных факторов, влияющих на получение образования в течение всей жизни.

Функциональная грамотность отражает способность учащихся к общению с внешней средой, условия адаптации учащихся к меняющейся жизни, механизм развития индивидуальных способностей учащихся, основы развития пяти социальных навыков учащихся, измерение социально-культурного развития, пути передачи знаний, умений, навыков и повышению уровня компетенций. Она складывается из единства компетенций учащихся по участию, информированности, решению проблем.

Содержание функциональной грамотности учащихся выражается в следующих компетенциях:

— грамотности чтения, письма;

— грамотности в естественных науках;

— математической грамотности;

— компьютерной грамотности;

— грамотности в вопросах здоровья;

— правовой грамотности.

Главная задача школы в сфере образования-формирование личности, способной открыто выражать свои взгляды, быть жизнеспособной, занимающей свое место в обществе. Потому что этого требует XXI век — век конкуренции. Главные функциональные качества каждого человека должны быть активными, креативно мыслящими, уверенно принимающими решения, уметь выбирать профессиональный путь и быть готовыми к получению образования на протяжении всей жизни. Эти функциональные навыки должны формироваться в стенах школы. Для этого очень важно повысить функциональную грамотность ученика. Поэтому вопрос формирования информационных компетенций, функциональной грамотности учащихся являются одними из важнейших вопросов, стоящих сегодня перед нашими школами в сфере образования.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика