В соответствии с планом работы Методического центра г. Шымкента на базе школы-лицея №77 им. А.Аскарова проведен городской практический семинардля учителей географии по повышению функциональной грамотности обучающихся.Цель семинара-формирование содержания и методов обучения для повышенияфункциональной грамотности обучающихся и качества образования.
В ходе семинара, организованного методистом Методического центра Р.Аульбаевой,преподавателишколы-лицея №77 им.А.Аскарова З.Р.Тойтанова, Г.Нуртай, К.Алимбаева, А.Муслимова продемонстрировали эффективные современные методы и приемы, применяемые при повышении качества образования обучающихся на практических открытых занятиях.
В результате участники семинара провели обратную связь по заданным открытым урокам, дали рекомендации, ознакомились с востребованными в современном обществе профессиональными новшествами, обсудили лучшие уроки, изучили эффективные педагогические методы, а также обменялись мнениями и выразили благодарность. В мероприятии приняли участие учителя географии средних общеобразовательных учреждений. В общей сложности 85 учителей получили большой опыт.
В целом, формирование содержания и методов обучения при повышении функциональной грамотности обучающихся и качества образования — это одна из главных целей современной системы образования. Для эффективной организации этого процесса можно учитывать следующие шаги:
- Развитие функциональной грамотности. В этом направлении необходимо связывать содержание дисциплин с реальностью, готовить задачи на примерах из практики (например, решение задач на жизненных примерах), развивать у учащихся способности к критическому мышлению, анализу информации и принятию решений.
- Обновление содержания обучения. При этом следует применять методы модернизации содержания образования, отвечающие современным требованиям, интеграции направлений STEM, STEAM, внедрения новых методических пособий (цифровые ресурсы, интерактивные инструменты).
- Совершенствование методов обучения. Методы интерактивного обучения: работа с проектами, дискуссии, проблемное обучение.
Дифференцированный подход: учет индивидуальных особенностей учащихся;
Практико-ориентированное обучение: лабораторные работы, эксперименты, практические занятия.
- Оценка качества образования.
Применение диагностических методов для объективной оценки качества;
Сравнение достижений обучающихся в соответствии с международными стандартами (например, PISA, TIMSS);
Развитие самооценки и взаимооценки.
- Профессиональное развитие учителей.
Важную роль играет и освоение учителями новых методов и технологий. Для этого необходимо:
Организация курсов повышения профессиональной квалификации.
Создание условий для применения современных педагогических технологий.
Данные меры будут способствовать повышению качества образования и обеспечению эффективности развития функциональной грамотности обучающихся.
В целом, функциональная грамотность учащегося — это его способность применять знания, полученные в школе, в повседневной жизни. Она включает в себя эффективную реализацию учащимися учебных, письменных, математических, естественных, информационных и финансовых навыков. Функциональная грамотность позволяет учащемуся решать проблемы в конкретных жизненных ситуациях, адаптироваться к окружающей среде и достигать личных целей.
Учащийся, достигший функциональной грамотности, приобретает способность находить решения различных ситуаций, которые могут возникнуть в нормальных условиях жизни при обучении в школе, в основном, быть обладателем знаний уровня, способного реализовать прикладные знания. В целом функциональная грамотность является главной опорой, способствующей становлению личности учащегося.
Здесь следует отметить, что понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в документах ЮНЕСКО в конце 60-х годов прошлого века, а затем вошло в повседневную жизнь исследователей. Функциональная грамотность в широком определении отражается как способ социальной ориентации личности, объединяющий связь образования с многогранной деятельностью человека, а также становится одним из основных факторов, влияющих на получение образования в течение всей жизни.
Функциональная грамотность отражает способность учащихся к общению с внешней средой, условия адаптации учащихся к меняющейся жизни, механизм развития индивидуальных способностей учащихся, основы развития пяти социальных навыков учащихся, измерение социально-культурного развития, пути передачи знаний, умений, навыков и повышению уровня компетенций. Она складывается из единства компетенций учащихся по участию, информированности, решению проблем.
Содержание функциональной грамотности учащихся выражается в следующих компетенциях:
— грамотности чтения, письма;
— грамотности в естественных науках;
— математической грамотности;
— компьютерной грамотности;
— грамотности в вопросах здоровья;
— правовой грамотности.
Главная задача школы в сфере образования-формирование личности, способной открыто выражать свои взгляды, быть жизнеспособной, занимающей свое место в обществе. Потому что этого требует XXI век — век конкуренции. Главные функциональные качества каждого человека должны быть активными, креативно мыслящими, уверенно принимающими решения, уметь выбирать профессиональный путь и быть готовыми к получению образования на протяжении всей жизни. Эти функциональные навыки должны формироваться в стенах школы. Для этого очень важно повысить функциональную грамотность ученика. Поэтому вопрос формирования информационных компетенций, функциональной грамотности учащихся являются одними из важнейших вопросов, стоящих сегодня перед нашими школами в сфере образования.
Leave a Reply