Работа с учениками, нуждающимися в особой образовательной поддержке, является одним из важных и ответственных направлений современной системы образования. У таких детей особенности развития, темп обучения и уровень восприятия информации отличаются, поэтому необходимо создавать индивидуальную, доступную и гибкую образовательную среду. Принципы инклюзивного образования направлены на обеспечение полного участия каждого ребёнка в образовательном процессе в соответствии с его возможностями. Поэтому педагоги, психологи и родители должны совместно способствовать раскрытию потенциала учеников, поддерживать их социальную адаптацию и создавать условия для личностного развития.
В рамках этого направления в IT-школе-лицее №24 имени Саттара Ерубаева города Шымкент был организован школьный методический семинар на тему «Организация работы с учениками, нуждающимися в особой образовательной поддержке», направленный на развитие инклюзивного образования. Основная цель мероприятия заключалась в том, чтобы подробно ознакомить педагогов с содержанием и направлениями работы с учениками с особыми образовательными потребностями, представить эффективные методы и подходы, создать площадку для обмена опытом и укрепить педагогическое взаимодействие в инклюзивной среде.
В ходе семинара:
· Обсуждались подходы к индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в соответствии с психолого-педагогическими особенностями учеников с особыми образовательными потребностями;
· Были даны методические рекомендации по совместной работе педагогов-дефектологов, педагогов-логопедов, педагогов-ассистентов и предметных учителей, а также по направлениям оказания поддержки;
· Подробно рассматривалась эффективность работы ресурсного кабинета, разработка и реализация индивидуальных учебных программ (ИУП), взаимодействие при осуществлении коррекционно-педагогической поддержки и её системность;
· Были представлены нормативно-правовые документы, современные педагогические модели и методы, основанные на международном опыте, которые лежат в основе формирования инклюзивной образовательной среды.
Кроме того, педагоги обменялись опытом по справедливой системе оценки учебных достижений учеников с особыми образовательными потребностями, стратегиям формирования позитивного поведения, установлению партнёрских отношений с родителями, а также механизмам обеспечения непрерывности образовательного процесса. В ходе обсуждений учителя анализировали типичные ситуации в инклюзивных классах и делились эффективными способами их решения.
Подобные мероприятия имеют особое значение для реализации политики инклюзивного образования. Повышение профессиональной компетентности педагогов, их методической подготовки и поддерживающего подхода способствует созданию в школе благоприятной, безопасной и равной образовательной среды для каждого ученика. Это является важным шагом не только в развитии образовательной организации, но и в раскрытии потенциала каждого ребёнка.