Различные социальные явления в обществе, включая агрессию, расовую дискриминацию и эмоциональную нестабильность, проявляются и среди подростков. В таких ситуациях особенно важна профилактическая, разъяснительная работа школьных психологов, а также формирование правильных стратегий поведения. С этой целью тренинги, направленные на развитие эмоциональной культуры подростков, саморегуляции и навыков безопасного поведения, являются одним из эффективных инструментов.
Педагог-психолог школы-гимназии №75 Управления образования города Шымкента, А.Бекманова провела психологический тренинг на тему «Стратегии противодействия агрессии и расовой дискриминации» для учащихся 9 классов в рамках мероприятий по профилактике религиозного экстремизма в образовательных организациях. Цель тренинга – укрепление позитивного психологического климата в школе путем формирования у учащихся навыков распознавания, регулирования и мирного выражения эмоций, а также обучение методам профилактики агрессии.
В современном обществе особенности поведения детей и подростков, их эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость и умение управлять собой являются важными факторами. Особенно агрессия – одно из наиболее часто встречающихся психологических явлений в школьной среде. В связи с этим в ходе тренинга учащимся была предоставлена информация о видах агрессивного поведения, его причинах и способах предупреждения.
Школьники активно участвовали в психологических упражнениях, направленных на управление эмоциями и нейтрализацию агрессии. В частности:
• «Шары гнева» – техника безопасного выпуска негативных эмоций;
• «Я – особенный» – упражнение для развития навыков самопознания и самооценки;
• «Сила поддержки» – работа, направленная на взаимопомощь, понимание и укрепление доверительных отношений в коллективе.
Во время тренинга учащиеся открыто обменивались мнениями, учились культурно выражать свои мысли, слушать и уважать друг друга. В завершение участники дали обратную связь, поделились своими чувствами и впечатлениями. Тренинг прошёл в позитивной эмоциональной атмосфере, дал учащимся полезную информацию и практические навыки, оказал положительное влияние на их личностное развитие и способствовал формированию безопасной и мирной модели поведения.