В ноябре была организована экспедиция «Шымкент – Культурная столица» по святым местам, памятникам истории и архитектуры, расположенным в Шымкенте. Направление экпедиции было разделено на две части по географическому расположению объектов и состояло из тематических разделов «древний Сайрам» и «Шырайлы Шымқала». В целом, по мероприятиям, проходивщие в 12 объектах, были подведены итоги в комплексе «Цитадель» и в парке «Тәуелсіздік», где наряду с историей прошлого города, были затронуты современные направления развития.
tories/13122019-5.jpg» border=»0″ />
2020 год – год, когда город Шымкент является культурной столицей СНГ. В связи с этим цель, организованной экспедиции «Шымкент-Культурная столица», это взвесить, какие историко-культурные, архитектурные памятники и достопримечательности представят вниманию гостей города в следующем году. Наряду с пропагандой истории, культурных мест города Шымкента, актуализировался вопрос унификации гидрографической информации, представляемой туристским маршрутам и гостям. В состав экспедиции вошли историки, сотрудники музея, журналисты, краеведы.
В разделе экспеции «Древний Сайрам» вошли исторические и архитектурные памятники: мавзолеи Ибрахим ата, Абдель-Азиз баб, Мирали баб, Карашаш ана, Салих Кожа, башня Кызыр и комплекс Мартобе, охватывающий период с ХІ по XIX века.
Историки рассказывая об истории города Шымкента, не забывают словосочетания «Сайрамский оазис». Название «Шымкент» упоминается как небольшое поселение в пригороде Сайрам в работе Шараф-ад-дин Йезди «Зафар-наме» («Книга Победы»), которое впервые встречается в исторических письменных источниках. Отсюда можно заметить, что трудно представить историю города без Сайрама.
На самом деле, в деле установления казахской государственности особое место занимает Мартобе.
Следующим остановочным объектом стал мавзолей Салык Кожа. Этот мавзолей является самым художественным архитектурным памятником в Древнем Сайраме. Мавзолей был построен в ХІІІ веке, но был разрушен в эпоху войн и возводен в ХІХ веке. Стены современного архитектурного комплекса состоят из кирпичиков того XIX века, а внешний облик в 2009 году подвергался большим изменениям и был реставрирован.
В Древнем Сайраме еще один объект, относящийся к Кырыр Ата, называется «Башня Қызыр». Этот объект также является архитектурным памятником ХІХ века, но фундамент возможно еще глубже. Вблизи башни возле стены древней Сайрамской обороны были мечети и подземные пути. А в верхней точке башни можно увидеть не только левый берег, но и приток реки Сайрамсу за стеной. Эта башня была использована в свое время не только как часть мечети, но и как патрульный объект военного стратегического значения. Мечеть Кызыр не сохранилась полностью до сегодняшнего дня, вот башня, благодаря реставрации, перешагнула и в 21 век.
Есть системная информация о мавзолеях Ибраһим-ата и Қарашаш-ана, благоустроены окраины, сформировался облик. Самые известные это — архитектурные памятники Сайрама. Эти памятники в числе мавзолеев, построенных в XII веке, но с тех пор неоднократно разрушались и неоднократно перестраивались. Мавзолей относится к эпохе Амира-Тимура в XIV веке и к Коканскому периоду ХІХ века. Поломники к мавзолею Х.А.Яссауи по устоявшейся традиции начинают поездку с Сайрама, знакомясь с могилами его родителей, лишь потом идут дальше в путь.
Поездка экспедиции в разделе «Шырайлы Шымқала» началась с мемориального комплекса «Қасірет». Такой мемориальный комплекс, посвященный жертвам политических репрессий и голода в начале прошлого века, не имеет аналогов в других регионах и городах Казахстана. Площадь комплекса, покрытая зелеными насаждениями и цветами, составляет около 4,5 га (44,364 тыс. кв. м.). В 30-40-е годы после установления Советской власти на территории данного комплекса располагалась Лисья балка, где к расстрелу приговаривали «Врагов народа».
По данным музея репрессированных города Шымкента, на мемориале «Қасірет» расстреляны около 5 тысяч человек, документы 4105 из них хранятся в музее. В связи с этим ближайшие населенные пункты были названы Албастысай, Кайтпас. Такие памятники народного траура, существуют, как напоминания о тех суровых годах, и в таких странах, как Украина, Япония, где до сих с уважением относятся к историческим репрессиям прошлого века. В этих государствах сформировалась традиция, когда иностранные гости и казахстанцы, приехавшие на экскурсии в первую очередь возлагают цветы к мемориалам, в которых покоится прах репрессированных, отдают дань глубочайшей благодарности духам предков.
Экспедиция была продолжена в направлении Дворца Металлургов через Царский курган I-IV вв. до н. э., расположенный на пересечении пр. Кунаева и ул. Т. Рыскулова и вдоль проспекта Байдибек би. Эти две формы могли найти свое место в истории города Шымкента. Один считается курганом-некрополем первых кочевников до летоисчисления, затем в эпоху железного века караул-тобе, в средневековье-керуенсарай, а второй –
историческим архитектурным обликом Шымкента советского времени назывался бы периодом «Развитого социализма», ставшим городом курганов.
Свинцовый завод во время Великой Отечественной войны в своих цехах производил девять из десяти пуль. Дворец металлургов считается редчайшим явлением архитектурного стиля. Эти объекты должны войти в программы посещений туристами, поскольку работники свинцового завода, выступавшие на ее сцене в разные годы, сказались на культурном богатстве города. Для того, чтобы представить вниманию гостей города, необходимо в них провести ремонт и подготовительные работы.
Самым древним архитектурным памятником, расположенным в городе Шымкенте, считается мечеть Жами в старом городке.
Этот памятник до сих пор не получил полного статуса из-за отсутствия внимания со стороны специалистов соответствующей сферы, кроме архитекторов и краеведов.
По ходу поездки остановились на комплексе «Цитадель». Этот объект — ядро современного города. С этой вершины, с 2200-летней историей, старый Шымкент молчаливо смотрит на молодой Шымкент. Эту запись данных о кургане Шараф-ад-дин Йезди написал в своем труде о военном походе Амир-Темира в Могулистан и остановке.
Археологи относили к I-II векам до н. э. Раскопки были произведены, а экспонаты для музеев найдены в районе фосфорного завода и маслосъемочного завода. В культовых слояхцитадели археолог, историк Б. Байтанаев обнаружил экспонаты II века до н.э., что привело к пересмотру 2200-летней истории города.
Завершилась Экспедиция в «Парке Независимости». В рамках празднования 20-летия Независимости Республики Казахстан был открыт парк «Тәуелсіздік шежіресі», в котором Аллея проходит через весь комплекс «Тәуелсіздік шежіресі».
Здесь красиво открывается город и Панорама Шымкента. Таким образом, экспедиция, совершая поездку по историческим, культурным и архитектурным памятникам, остановилась на данной точке города, как бы ее завершая. На некоторых объектах выявились недостатки и недостатки, требующие дополнений. На всех памятниках была установлена QR-кодная табличка, а посетителям была предоставлена необходимая информация.
Человек, любящий свою семью, родной аул, город, безусловно, будет любить свою Родину, которая называется Казахстаном. Это известно и понятно всем. Мы же со своей стороны должны передать эту Большую любовь гостям, представив им возможность окунуться в исторический облик Шымкента, ознакомив их с достопримечательностями города. Утверждение, что каждого приезжающего в город интересует ее история, эта не банальная истина. Где твои корни? Ответы на данный вопрос привлекательны и сегодня. Тем более, что приближается 2020 год, когда Шымкент станет
культурной столицей стран СНГ. Мы должны приблизиться к этому дню со всей готовностью. Эта экспедиция позволила понять насколько мы близки к цели, пусть это будет первый шаг, первый поток, пройденный нами, будучи в лице гостей, какой ценный груз был поднят нами.
Райхан Шаймерденова
Leave a Reply